четверг, 6 ноября 2014 г.

Мира / Meera, 1979

     Давным - давно жила в Индии маленькая девочка Мира. Ну, не так может и давно с точки зрения Вселенной. Всего каких-то пятьсот лет назад. Весело жила, без забот и хлопот, как и подобает маленьким хозяйкам княжеского дома. Как-то во время соседской свадьбы, завороженная красотой церемонии, спросила маму, что мол де у меня такой же будет жених? А мама возьми да ответь со смехом, указывая на статую Шри Кришны недавно подаренную Мире, что вот твой жених, дочка. Хороший повод для шутки. Только вот случился от этого у девочки приличный вирус в мозгу. И главное, никто не замечал, что система рушится прям на глазах и неплохо бы переустановить перфокарту. И днем и ночью стала она играть с Кришной, считая его своим возлюбленным, сочиняя и исполняя попутно гимны в его славу. За псалмами так незаметно и выросла в потрясающую красавицу, которую тут же сосватали для сына раджи соседнего княжества. О любви речи и не шло, исключительно политический брак. И не откажешься, потому что для раджпутов честь и долг - не просто слова, а вполне осязаемые субстанции. И хотя Миру никогда не интересовали мирские дела, она, исполненная долга, повиновалась своему мужу. Она действовала в соответствии с его желаниями и, по окончанию своих домашних обязанностей, возвращалась к своей маленькой статуэтке Кришны, которую поместила в собственном храме, пела и танцевала перед ним, входя в транс.
   Понятное дело, что такое поведение в доме супруга мало понравится его обитателям. Основным яблоком раздора был отказ Миры поклоняться семейному божеству Дурге  и также то, что она вместо этого продолжала петь и танцевать во славу Кришны даже на глазах у общественности. Она танцевала с представителями любых каст или убеждений, и это гневило их ещё больше. Её обвиняли в том, что она небрежно вела себя по отношению к саддху, которые посещали храм, но её никогда не волновало общественное мнение и она продолжала поклонение своему богу. В общем, всё делала дева для того, чтоб понизить карму своего мужа для последующего перерождения. Уж не говоря о том, что отказалась пройти обряд сати (самосожжения) после смерти мужа, мотивировав тем, что её истинный муж Шри Кришна.
    Оставив роскошный дворец, Мира босиком предприняла путешествие почти через весь Раджастхан. В какую деревню она бы ни заходила – везде её встречали с большим энтузиазмом и уважением.




   Многие люди стали её верными последователями. Когда Мира достигла Вриндавана, она основала там свой знаменитый мандир Говинды (еще одно из имен Кришны, так же как и Гиридхар Гопал), который с тех пор считается святым местом паломничества. Она жила подаянием и провела остаток жизни, поклоняясь в храме своему Господу. Слава о ней распространилась по всему Раджастхану и люди чтили её за её чистоту и безмерную любовь к Кришне. Некоторые даже считают её реинкарнацией Радхи, женской энергией Кришны. И почитают по сей день.
   Одних только киноэкранизаций её жизни было семь (или больше, я могла и не учесть все). В 1978 году титулованный режиссер Гулзар (он, кстати, и Оскар имеет, но не за режиссуру, а за песню к фильму "Миллионер из трущоб") выпускает свою художественную версию байопика поэтессы. Роль Миры Бай исполнила одна из самых популярных актрис того времени - Хема Малини - "Девушка мечты" Болливуда,  более знакомая нашему зрителю по бойким ролям Зиты и Гиты, Басанти, принцессы Марджины. Можно привести огромный список коммерческих ролей Хемы, где достаточно было только её красоты и танцевального искусства. "Meera Bai" стал для меня откровением и открытием несомненного глубокого актерского таланта актрисы. Натуральная красота, с минимум косметики, она настолько была органична в этой роли, что меня к концу фильма даже перестали напрягать постоянные песнопения во славу Кришны. В конце концов она же ими и прославилась, как же без них ).



   Вполне естественно, что биография такого толка не лишена мифотворчества. Для меня так и остается загадкой популярность мифа о встрече Миры с Акбаром Великим.
 Истории о преданности Миры распространились повсюду и достигли великого могольского императора Акбара. Акбар вместе со своим придворным музыкантом Тансеном решил втайне посетить её. Её мелодичный голос и несомненная преданность настолько тронули Акбара, что он коснулся её святых стоп и поместил на них бесценное ожерелье изумрудов. Когда Рана узнал об этом, он пришел в ярость, восприняв это как распущенное поведение Миры. Он приказал ей пойти и утопиться в реке, так как она была позором для его семьи и негодна даже для того, чтобы показывать миру свое лицо.
    Тот факт, что на момент смерти Миры в 1546 году Акбару было всего четыре года как-то никого не смущает и этот миф остается одним из самых устойчивых в её жизнеописаниях. И Гулзар тоже отразил его в своем фильме, для чего ввел дополнительные линии, раскрывающие довольно непростые политические отношения могольского императора с непокорными раджпутами (в принципе, Миру и выдали замуж исключительно для укрепления связей двух раджпутских кланов, противостоящих моголам).
 "Тот самый" мифический эпизод.


  В роли Акбара неподражаемый Амджад Кхан. Если вам ничего не говорит имя его самого знакового персонажа - Габбар Сингх, то тогда вообще не стоит читать про индийское кино)


  Ну и еще одна безусловная звезда того времени - Винод Кханна в роли наследника трона Мевара раны Бходжраджа Сисодия, мужа Миры. 


  Его персонаж в общем-то неплохой человек, и даже глубоко проникся таким преданным подвижничеством своей супруги, но он, как настоящий раджпут, слишком связан многовековыми традициями, обязательствами и придворными порядками, чтоб защитить свою "странную" супругу. Он только может в значительной мере смягчать нападки на неё со стороны родственников и клановых священников. Но даже он не в состоянии отменить приговор королевского суда о смертельном наказании Миры (в реальной же истории основным гонениям со стороны родственников мужа Мира подверглась уже после его смерти от ран, полученных в одном из сражений)
  А как xорош Винод Кханна во всех этих королевских раджпутских облачениях! Но, увы, для своей жены он всего лишь просто бог, а не бог Кришна!


  Опять хорош, ничего не могу с собой поделать)). За решеткой не он, а блаженная его супружка.

   Он на все готов ради её спасения, даже поступиться честью раджпута, огранизует побег, но она отказывается, бо как смерть для неё - избавление от земной оболочки, чтоб слиться воедино с энергией Кришны.Оx, как все непросто у ниx с этими перерождениями, аспектами энергии, аватарами, кармами и прочим ... 
  Но одно не подлежит сомнению - это творчество поэтессы. Мирабай оставила богатое наследство стихов и гимнов (порядка 1300), основная тема которыx - доходящяя до самозабвения её любовь к Кришне. Интересно, что все её бхаджаны заканчиваются подписью "Гиридхар Гопал".

 N.B. Мира расшивает каменьями тюрбан для Кришны [см.]