Замечательная старомодная экзотическая мелодрама. 1939 год вообще оказался на редкость плодовитым на хорошие фильмы (та же ранее упоминавшаяся "Ниночка" Эрнста Любича), но, увы, всем им выпала судьба остаться в тени эпохальных "Унесенных ветром", что в общем-то не делает эти фильмы хуже. Однако, "Пришли дожди" тоже вошел в историю кинематографа, как первый фильм, завоевавший Оскара за спецэффекты. Да-да, обойдя и горящую Атланту в "Унесенных ветром" и уносимый торнадо дом Элли в "Волшебнике страны Оз". Надо отметить, что всего у фильма было 6 номинаций на Оскара , но победа досталась только в этой единственной. Спецэффекты и впрямь хороши для того времени: и землетрясение, и чудовищный потоп на фоне непрекращающихся ливней и по сей день смотрятся весьма органично.
Спецэффекты спецэффектами, но они всего лишь фон разыгрывающейся драмы. Колониальная Индия на пороге обретения независимости. В Ранчипур для покупки лошадей прибывает безумно скучный и высокомерный британский лорд Эскет (неожиданно было увидеть Найджела Брюса, доселе мне знакомого по роли откровенно недалекого доктора Ватсона при Холмсе - Рэтбоуне). Молодая и красивая супруга лорда, леди Эскот (Мирна Лой) встречает здесь старинного приятеля и возлюбленного, разочаровавшегося в жизни и откровенно скучающего повесу с сомнительной репутацией, но тем не менее наследного лорда, Тома Рэнсома. Не отягощенная беспокойством о своем моральном облике, Эдвина не прочь вспомнить старое и поразвлечься снова с Рэнсомом, который топит себя в на дне стакана виски вот уже добрых сем лет проживания в Ранчипуре. Но на приеме во дворце Махараджи, устроенном в честь четы Эскотов, Эдвина находит своим чарам новую "жертву" - красивый молодой врач-индиец Рама Сафти. Один только взгляд на "Медного Аполлона" и шансы Рэнсома упали до нулевой отметки.
Тайрон Пауэр (между прочим, отец "тойсамой" Ромины Пауэр), безусловная звезда романтических драм 30-50-х гг, даже "нагуталиненным" слабо похож на индийца, но тем не менее смотреть на него всегда приятно. Его майор Сафти являет собой тип "нового человека" Индии, который лелеет мечты о лучшей доле своего народа, о просвещении, новом уровне образования, медицины и проч.
В финальных кадрах, будучи представителем высшей касты и названным наследником пожилой бездетной четы правителей, после смерти махараджи он получает в руки управление штатом для воплощения своих идей в жизнь. Однако, до этого ему надо принять непростое решение - любовь или долг. Увы, любовь к эгоистичной и распущенной "чужачке" леди Эскот никаким образом не вяжется с планами Махарани на майора, как будущего лидера штата. О, махарани в фильме это отдельная песня. И исполнила эту партию со всем блеском и великолепием Мария Успенская. Шикарная старуха! Старуха в данном контексте вовсе не оскорбление, а почтение и восхищение. Да, внешне похожа она на индийскую королеву почти так же, как и Тайрон Пауэр на индийского принца). Но какова стать, какова порода, выдержка, осанка! Как сказал о ней один из главных героев фильма; "Я называю её последней королевой Индии. В то время, как все королевы стараются выглядеть, как домохозяйки, она единственная, кто одевается и ведет себя, как королева". Подумаешь, весь фильм босиком ходит, даже на приемах в брулльянтах, но спишем это на "издержки производства" (режиссер так видит)). Со слов самой Успенской, в работе над созданием образа царственной Махарани ей помогло знакомство с вел.кн. Марией Павловной.
К слову, в тот же самый год Мария Успенская и сама была в номинантах на Оскара за женскую роль второго плана, но с другим фильмом "Любовный роман". Сдается мне, надо потихоньку пересмотреть все фильмы-номинанты 1939 года. Ибо, ибо. "Унесенные ветром" своим мощным вихрем размели по углам драгоценные жемчужины.
Размеренно-текущая жизнь Ранчипура подвергается суровым испытаниям. Землетрясение, непрекращающиеся ливни, вызвавшие глобальное затопление города в следствие прорыва дамбы, и вдобавок ко всему стремительно распространяющаяся из бедных кварталов эпидемия чумы. Понятное дело, что основные тяготы пали на горожан-бедняков, о которых говорят и которые остаются за кадром, но это так же испытание и для наших героев. Кто и как себя поведет в сложившихся обстоятельствах. Ничто не способно спасти репутацию "падшей" женщины лучше, чем стихийное бедствие или болезнь, и это прием совсем не нов. Трудно отделаться от ассоциаций с не единожды экранизированной "Разрисованной вуалью" Сомерсета Моэма. Героиня Мирны Лой, в прошлом эгоистичная, надменная и избалованная особа, "очищается" искренней любовью и добровольно отправляется в больницу для оказания посильной помощи. Увы, одна нелепая ошибка стала для неё роковой. Но иного финала у фильма и не могло быть.
В 1955 году небезызвестным Жаном Негулеско был снят ремейк "Дожди Ранчипура" (The Rains of Ranchipur) со звездами своего времени в главных ролях - Ричардом Бартоном и Ланой Тёрнер. По большому счету, назвать этот фильм ремейком язык не поворачивается. Уродливо переписанная и кастрированная история, в следствие чего герои обрели совершенно иные характеры и мотивации. По просмотру чуть ли не каждый эпизод вызывал логичный вопрос WTF? Внезапно Рама Сафти из представителя высшей касты превращается в "неприкасаемого", подобранного и усыновленного Махараджей. И это только начало). А измененный финал и вовсе сделал фильм бессмысленным. Не любовь - трагедия - выбор, а любовь - "курортный роман" на фоне наводнения получился. Фильм категорически не понравился, даже несмотря на натурные съемки в одном из дворцов Лахора и более масштабные сцены катастрофы. "Дожди Ранчипура", к слову, тоже номинировались на Оскара за спецэффекты, но даже и этого не получили. И поделом.
Голубоглазый Ричард Бартон в роли натурального индийца выглядит даже забавней Тайрона Пауэра.
А это уж не знаю, считать ли совпадением или нет, но роль Махарани снова сыграна русской - Евгенией Леонтович. Наверное, в то время в Голливуде экзотичность индийцев и русских всё еще была практически идентичной, чтоб взаимозаменяться)
И все таки, "Пришли дожди" отчаянно просится на ремейк. История двух пар, обретших не только любовь, но в первую очередь и себя, как личности, да еще на фоне преодоления стихийных бедствий, всегда будет кинематографична.
Комментариев нет:
Отправить комментарий