четверг, 12 февраля 2015 г.

Пришли дожди / The Rains Came (1939)


  Замечательная старомодная экзотическая мелодрама. 1939 год вообще оказался на редкость плодовитым на хорошие фильмы (та же ранее упоминавшаяся "Ниночка" Эрнста Любича), но, увы, всем им выпала судьба остаться в тени эпохальных "Унесенных ветром", что в общем-то не делает эти фильмы хуже. Однако, "Пришли дожди" тоже вошел в историю кинематографа, как первый фильм, завоевавший Оскара за спецэффекты. Да-да, обойдя и горящую Атланту в "Унесенных ветром" и уносимый торнадо дом Элли в "Волшебнике страны Оз". Надо отметить, что всего у фильма было 6 номинаций на Оскара , но победа досталась только в этой единственной. Спецэффекты и впрямь хороши для того времени: и землетрясение, и чудовищный потоп на фоне непрекращающихся ливней и по сей день смотрятся весьма органично.
  Спецэффекты спецэффектами, но они всего лишь фон  разыгрывающейся драмы. Колониальная Индия на пороге обретения независимости. В Ранчипур для покупки лошадей прибывает безумно скучный и высокомерный британский лорд Эскет (неожиданно было увидеть Найджела Брюса, доселе мне знакомого по роли откровенно недалекого доктора Ватсона при Холмсе - Рэтбоуне). Молодая и красивая супруга лорда, леди Эскот (Мирна Лой) встречает здесь старинного приятеля и возлюбленного, разочаровавшегося в жизни и откровенно скучающего повесу с сомнительной репутацией, но тем не менее наследного лорда, Тома Рэнсома. Не отягощенная беспокойством о своем моральном облике, Эдвина не прочь вспомнить старое и поразвлечься снова с Рэнсомом, который топит себя в на дне стакана виски вот уже добрых сем лет проживания в Ранчипуре. Но на приеме во дворце Махараджи, устроенном в честь четы Эскотов, Эдвина находит своим чарам новую "жертву" - красивый молодой врач-индиец Рама Сафти. Один только взгляд на "Медного Аполлона" и шансы Рэнсома упали до нулевой отметки.

   Тайрон Пауэр (между прочим, отец "тойсамой" Ромины Пауэр), безусловная звезда романтических драм 30-50-х гг, даже "нагуталиненным" слабо похож на индийца, но тем не менее смотреть на него всегда приятно. Его майор Сафти являет собой тип "нового человека" Индии, который лелеет мечты о лучшей доле своего народа, о просвещении, новом уровне образования, медицины и проч.


  В финальных кадрах, будучи представителем высшей касты и названным наследником пожилой бездетной четы правителей, после смерти махараджи он получает в руки управление штатом для воплощения своих идей в жизнь. Однако, до этого ему надо принять непростое решение - любовь или долг. Увы, любовь к эгоистичной и распущенной "чужачке" леди Эскот никаким образом не вяжется с планами Махарани на майора, как будущего лидера штата. О, махарани в фильме это отдельная песня. И исполнила эту партию со всем блеском и великолепием Мария Успенская. Шикарная старуха! Старуха в данном контексте вовсе не оскорбление, а почтение и восхищение. Да, внешне похожа она на индийскую королеву почти так же, как и Тайрон Пауэр на индийского принца). Но какова стать, какова порода, выдержка, осанка! Как сказал о ней один из главных героев фильма; "Я называю её последней королевой Индии. В то время, как все королевы стараются выглядеть, как домохозяйки, она единственная, кто одевается и ведет себя, как королева". Подумаешь, весь фильм босиком ходит, даже на приемах в брулльянтах, но спишем это  на "издержки производства" (режиссер так видит)). Со слов самой Успенской, в работе над созданием образа царственной Махарани ей помогло знакомство с вел.кн. Марией Павловной.


   К слову, в тот же самый год Мария Успенская и сама была в номинантах на Оскара за женскую роль второго плана, но с другим  фильмом "Любовный роман". Сдается мне, надо потихоньку пересмотреть все фильмы-номинанты 1939 года. Ибо, ибо. "Унесенные ветром" своим мощным вихрем размели по углам драгоценные жемчужины.


    Размеренно-текущая жизнь Ранчипура подвергается суровым испытаниям. Землетрясение, непрекращающиеся ливни, вызвавшие глобальное затопление города в следствие прорыва дамбы, и вдобавок ко всему стремительно распространяющаяся из бедных кварталов эпидемия чумы. Понятное дело, что основные тяготы пали на горожан-бедняков, о которых говорят и которые остаются за кадром, но это так же испытание и для наших героев. Кто и как себя поведет в сложившихся обстоятельствах. Ничто не способно спасти  репутацию "падшей" женщины лучше, чем стихийное бедствие или болезнь, и это  прием совсем не нов. Трудно отделаться от ассоциаций с не единожды экранизированной "Разрисованной вуалью" Сомерсета Моэма. Героиня Мирны Лой, в прошлом эгоистичная, надменная и избалованная особа, "очищается" искренней любовью и добровольно отправляется в больницу для оказания посильной помощи. Увы, одна нелепая ошибка стала для неё роковой. Но иного финала у фильма и не могло быть.

  В 1955 году небезызвестным Жаном Негулеско был снят ремейк "Дожди Ранчипура" (The Rains of Ranchipur) со звездами своего времени в главных ролях - Ричардом Бартоном и Ланой Тёрнер. По большому счету, назвать этот фильм ремейком язык не поворачивается. Уродливо переписанная и кастрированная история, в следствие чего герои обрели совершенно иные характеры и мотивации. По просмотру чуть ли не каждый эпизод вызывал логичный вопрос WTF? Внезапно Рама Сафти из представителя высшей касты превращается в "неприкасаемого", подобранного и усыновленного Махараджей. И это только начало). А измененный финал и вовсе сделал фильм бессмысленным. Не любовь - трагедия - выбор, а любовь - "курортный роман" на фоне наводнения получился. Фильм категорически не понравился, даже несмотря на натурные съемки в одном из дворцов Лахора и более масштабные сцены катастрофы. "Дожди Ранчипура", к слову, тоже номинировались на Оскара за спецэффекты, но даже и этого не получили. И поделом.
  Голубоглазый Ричард Бартон в роли натурального индийца выглядит даже забавней Тайрона Пауэра.


 А это уж не знаю, считать ли совпадением или нет, но роль Махарани снова сыграна русской - Евгенией Леонтович. Наверное, в то время в Голливуде экзотичность индийцев и русских всё еще была практически идентичной, чтоб взаимозаменяться)


  И все таки, "Пришли дожди" отчаянно просится на ремейк. История двух пар, обретших не только любовь, но в первую очередь и себя, как личности, да еще на фоне преодоления стихийных бедствий, всегда будет кинематографична.