Наконец-то досмотрела сериал "Wanli shou fu zhangjuzheng" о жизни и деятельности Чжан Цзюйчжэна (1525-1582) - государственного деятеля в период правления малолетнего минского императора Ваньли. Начатые им реформы реформы в административно-управленческой и социально-экономической сфере страны были направлены на укрепление слабеющей империи. Но, увы, консервативное противодействие было слишком велико, и, через несколько месяцев после смерти Великого Секретаря, император поддался на уговоры, обвинил его в злоупотреблении властью, повелел отобрать посмертно титулы, описать и конфисковать имущество его семьи. Освободившийся от сдерживающего влияния реформатора молодой император, по-прежнему не занимавшийся государственными делами, окунулся в роскошную жизнь, без счета транжиря средства на развлечения. Империя снова покатилась к кризису, приведшему ее через 60 лет к гибели.
Поскольку к моменту воцарения новому императору было всего 9 лет, государственные дела первоначально так и вершили приближенные к трону советники Гао Гун, Чжан Цзюйчжэн и Гао И. Со временем между ними возникает все больше противоречий относительно необходимости и методов проведения реформ, дошедшие до полного разрыва отношений. К тому времени наибольшее влияние приобретает Чжан Цзюйчжэн, по инициативе которого в 1581 г. была проведена налоговая реформа: поземельный налог, являвшийся главным источником пополнения государственной казны, стал взиматься в пересчете на деньги, равно как и различные подушные повинности. Именно денежный налог и стал причиной возникновения прообраза банковской системы, последние дни которой показаны в фильме "Империя серебра". Но это так, лирическое отступление. Чжан также проводит сокращение численности госаппарата (что пополняет ряды его недоброжелателей), проводит крупные работы по укреплению берегов реки Хуанхэ для предотвращения разрушительных наводнений. В общем, такая политическая рутина, которая лично мне интересней романтических драм. Чего-чего, а интриг при дворе всегда хватает, и разборки среди ученых мужей порой бывают динамичней гаремных скандалов. Пару слов об исполнителе роли Чжан Цзюйчжэна. Тан Гоцян в китайском материковом кинематографе личность можно сказать легендарная. В его послужном списке куча исторических персонажей, от императоров до политиков-стратегов. Но самое главное - с 1996 года он является штатным исполнителем роли Мао Цзэдуна. То есть уровень мастерства актера не подлежит ни малейшему сомнению, что он еще раз доказал и ролью Чжана.
За десять лет фактического управления государством Чжаном, повзрослевший император Ваньли не проявляет особого усердия в государственных делах, но увлекается строительством дворцов и прислушивается к наушничающему приближенному евнуху. После смерти Чжан Цзюйчжэна дальнейшее реформаторство прекращается и история повторяется: император Ваньли переходит под полный контроль евнухов - интриганов.
Пару слов о евнухах, бо как одним из главных героев сериала является евнух Фэн Бао (исторический персонаж). Так уж исторически сложилось, некоторые императоры предпочитали общаться с внешним миром, в том числе и с высшими сановниками, главным образом через евнухов, что позволяло последним играть огромную роль в государственном аппарате и лично обогащаться. В сериале на этом тоже акцентируется внимание. В традиционных китайских исторических трудах, написанных сановниками-мандаринами, большая часть евнухов представляется казнокрадами и властолюбцами, на которых возлагают значительную долю ответственности за все несчастья старого Китая. Но бывали, конечно, среди евнухов и люди высокой культуры, как, например, Фэн Бао, которого историки описывают патриотичным и гуманным администратором. Таким он и предстает в сериале. Умный, тонкий, образованный и дипломатичный. Именно их триумвират с Чжаном и вдовствующей императрицей Ли способствовал проведению реформ.
Прощальная сцена во время низложения по оговору и изгнания из дворца стареющего евнуха Фэн Бао - один из сильнейших музыкальных эпизодов сериала.
Костюмы по обыкновению очень качественные. Но учитывая, что основное эфирное время занимают все ж таки государственные мужи в "рабочей униформе" - придворных халатах ман, строго регламентированных в дизайне, женской одежды не так уж много. Эта пара придворных платьев императрицы Ли мои самые любимые. Ткани, отделка, вышивка!
Единственный минус сериала, с которым со временем вынужденно свыкаешься - операторская работа. Я не знаю, что это за мода была в то время, но именно на середину нулевых приходятся всякие сложно объяснимые выкрутасы операторов. Все эти совершенно необоснованные ракурсы заваленных на 45° углов, часто повторяющиеся виды сверху мелким планом, злоупотребления широкоугольной съемкой. На в этом сериале, видимо, отрабатывалось очередное новаторство - дичайший пересвет! Все, абсолютно все сцены внутри помещений а-ля "в потоке солнечного света у киоска ты стоишь"
Хорошо, что эти метания уже закончились, операторы наигрались и в настоящее время вернулись к привычным для нормального зрения ракурсам и к естественным световым решениям).
Комментариев нет:
Отправить комментарий