суббота, 21 февраля 2015 г.

Чжан - Великий Секретарь императора Ваньли / Wanli Shoufu Zhang Juzheng (2006)

 

   Наконец-то досмотрела сериал "Wanli shou fu zhangjuzheng" о жизни и деятельности Чжан Цзюйчжэна (1525-1582)  - государственного деятеля в период правления малолетнего минского императора Ваньли. Начатые им реформы реформы в административно-управленческой и социально-экономической сфере страны были направлены на укрепление слабеющей империи. Но, увы, консервативное противодействие было слишком велико, и, через несколько месяцев после смерти Великого Секретаря, император поддался на уговоры, обвинил его в злоупотреблении властью, повелел отобрать посмертно титулы, описать и конфисковать имущество его семьи. Освободившийся от сдерживающего влияния реформатора молодой император, по-прежнему не занимавшийся государственными делами, окунулся в роскошную жизнь, без счета транжиря средства на развлечения. Империя снова покатилась к кризису, приведшему ее через 60 лет к гибели. 

  Начинается сериал с правления императора Лунцина. Царствование Лунцина не сильно отличалось от любого предыдущего минского императора, и было сильно зависимо от евнухов. Самый доверенный евнух Мэн Кун, который в свое время был продвинут премьер-министром Гао Гуном, к концу правления Лунцина стал главной доминирующей силой во внутреннем дворце. Только он решает, когда и кого из сановников можно допустить к императору (читай, что никого и никогда), несмотря на акции протеста и многочасовые стояния чиновников перед покоями императора, среди которых самым непоколебимым был Чжан Цзюйчжэн. Императору некогда, у него с подачи всесильного Мэн Куна новое увлечение - танцовщица-турчанка, какие уж тут государственные дела. Императорская наложница Ли (будущая вдовствующая императрица Ли), мать наследника престола, тоже терпит сокрушительное фиаско в попытках достучаться до императора и призвать его к чувству долга. Действуя в сговоре с императрицей Чэнь и приближенным евнухом Фэн Бао, им удается на время удалить Мэн Куна от императора. В это же время происходит сближение Фэн Бао и Чжан Цзюйчжэна, которые пойдут рука об руку в реформировании страны. Немалую помощь им в этом будет оказывать и вдовствующая императрица Ли. Правление Лунцина продлилось всего лишь шесть лет, и перед смертью он поручает министру Чжану наблюдение за делами государства и статус специального советника императора Ваньли.


   Поскольку к моменту воцарения новому императору было всего 9 лет, государственные дела первоначально так и вершили приближенные к трону советники Гао Гун, Чжан Цзюйчжэн и Гао И. Со временем между ними возникает все больше противоречий относительно необходимости и методов проведения реформ, дошедшие до полного разрыва отношений. К тому времени наибольшее влияние приобретает Чжан Цзюйчжэн, по инициативе которого в 1581 г. была проведена налоговая реформа: поземельный налог, являвшийся главным источником пополнения государственной казны, стал взиматься в пересчете на деньги, равно как и различные подушные повинности. Именно денежный налог и стал причиной возникновения прообраза банковской системы, последние дни которой показаны в фильме "Империя серебра". Но это так, лирическое отступление. Чжан также проводит сокращение численности госаппарата (что пополняет ряды его недоброжелателей), проводит крупные работы по укре­плению берегов реки Хуанхэ для предотвращения разрушительных наводнений. В общем, такая политическая рутина, которая лично мне интересней романтических драм. Чего-чего, а интриг при дворе всегда хватает, и разборки среди ученых мужей порой бывают динамичней гаремных скандалов. Пару слов об исполнителе роли Чжан Цзюйчжэна. Тан Гоцян в китайском материковом кинематографе личность можно сказать легендарная. В его послужном списке куча исторических персонажей, от императоров до политиков-стратегов. Но самое главное - с 1996 года он является штатным исполнителем роли Мао Цзэдуна. То есть уровень мастерства актера не подлежит ни малейшему сомнению, что он еще раз доказал и ролью Чжана.
  За десять лет фактического управления государством Чжаном, повзрослевший император Ваньли не проявляет особого усердия в государственных делах, но увлекается строительством дворцов и прислушивается к наушничающему приближенному евнуху. После смерти Чжан Цзюйчжэна дальнейшее реформаторство прекращается и история повторяется: император Ваньли переходит под полный контроль евнухов - интриганов. 
  Пару слов о евнухах, бо как одним из главных героев сериала является евнух Фэн Бао (исторический персонаж). Так уж исторически сложилось, некоторые императоры предпочитали общаться с внешним миром, в том числе и с высшими сановниками, главным образом через евнухов, что позволяло последним играть огромную роль в государственном аппарате и лично обогащаться. В сериале на этом тоже акцентируется внимание. В традиционных китайских исторических трудах, написанных сановниками-мандаринами, большая часть евнухов представляется казнокрадами и властолюбцами, на которых возлагают значительную долю ответственности за все несчастья старого Китая. Но бывали, конечно, среди евнухов и люди высокой культуры, как, например, Фэн Бао, которого историки описывают патриотичным  и гуманным администратором. Таким он и предстает в сериале. Умный, тонкий, образованный и дипломатичный. Именно их триумвират с Чжаном и вдовствующей императрицей Ли способствовал проведению реформ.
   Прощальная сцена во время низложения по оговору и изгнания из дворца стареющего евнуха Фэн Бао - один из сильнейших музыкальных эпизодов сериала.




Костюмы по обыкновению очень качественные. Но учитывая, что основное эфирное время занимают все ж таки государственные мужи в "рабочей униформе" - придворных халатах ман, строго регламентированных в дизайне, женской одежды не так уж много. Эта пара придворных платьев императрицы Ли мои самые любимые. Ткани, отделка, вышивка!





Единственный минус сериала, с которым со временем вынужденно свыкаешься - операторская работа. Я не знаю, что это за мода была в то время, но именно на середину нулевых приходятся всякие сложно объяснимые выкрутасы операторов.  Все эти совершенно необоснованные ракурсы заваленных на 45° углов, часто повторяющиеся виды сверху мелким планом, злоупотребления широкоугольной съемкой. На в этом сериале, видимо, отрабатывалось очередное новаторство - дичайший пересвет! Все, абсолютно все сцены внутри помещений а-ля "в потоке солнечного света у киоска ты стоишь"



Хорошо, что эти метания уже закончились, операторы наигрались и в настоящее время вернулись к привычным для нормального зрения ракурсам и к естественным световым решениям).