И даже в голову не могла подумать, что в моей излюбленной рубрике "Места съемок" окажется этот объект мирового культурного наследия, ныне, увы, уничтоженный.
Не просто документальные кадры–вставки, а самые настоящие натурные съемки в Бамианской долине в фильме "Миссия в Кабуле" (1970).
1919 год. Молодое советское государство раздираемо Гражданской войной. В Афганистан, первое государство, юридически признавшее (в лице своего монарха Аммануллы-хана) Советскую Россию, прибывает первая советская дипломатическая миссия во главе с полномочным представителем. Ну, мы–то в курсе, что территория Афганистана всегда в эпицентре Большой Игры, а посему и полный набор: английская разведка, немецкие шпионы под прикрытием, советские тайные агенты, белоэмигранты. На фоне организации и противостояния антиправительственному заговору происходит и личная трагедия. Два брата (сыгранные братьями Стриженовыми, Глебом и Олегом), разнесенные "вихрями враждебными" по разные стороны баррикад сходятся на дуэли. Дуэль происходит на фоне Большого Будды.
Можно много говорить о культурной и исторической ценности бамианских Будд в контексте мирового наследия. Но очень странно говорить о том, чего уж нет. Статуи по указу лидера талибов муллы Мухаммеда Омара были разрушены с использованием динамита в течение нескольких недель, начиная с 2 марта 2001 года.
Бамианская долина является единственным удобным проходом через Гиндукуш, поэтому издревле служила торговым коридором. Шелковый путь ́– исторический караванный маршрут, связывавший рынки Китая с рынками Запада. Посему Бамиан был местом нескольких буддийских монастырей и процветающим центром религии, философии и искусства. Монахи в монастырях жили отшельниками в маленьких пещерах, вырезанных в скалах. Большинство из этих монахов украшали свои пещеры религиозными скульптурами и сложными, яркими фресками. Это было буддистское религиозное место со 2́–го столетия до времени исламского вторжения в более поздней половине 7́–го столетия.
Двумя наиболее выдающимися статуями в долине были гигантские статуи Будды Вайрочана и Шакьямуни. Большая статуя (53 метра) в народе называлась Сольсоль ́– сияющий свет во вселенной, а малая (35 метров) Шахмама ́– королева́–мать.
Танский монах Сюаньцзан во время своего эпического путешествия побывал на этом месте 30 апреля 630 года н.э. и описал Бамиан в Da Tang Xiyu Zi (Путешествие в Западный край [во времена] Великой Тан) как процветающий буддийский центр "с более чем десятью монастырями и более чем тысячами монахов". Он также отметил, что обе фигуры Будды были "украшены золотом и драгоценными камнями". Также Сюаньцзан упоминает третью, еще бо́льшую, лежащую статую Будды, пока еще не найденную.
Надо сказать, что до окончательного разрушения статуй талибами, такие попытки предпринимались неоднократно. В 1221 году с появлением Чингисхана "ужасная катастрофа постигла Бамиан", но тем не менее, статуи были спасены. Позже император Великих Моголов Аурангзеб пытался использовать тяжелую артиллерию для уничтожения статуй. Еще одна попытка уничтожить статуи Бамиана была сделана в 18 веке персидским царем Надером Афшаром, приказавшим стрелять по ним из пушек.
Рисунок бамианских Будд, сделанный Александром Бёрнсом в 1832 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий