четверг, 4 мая 2017 г.

Воспитание / Parvarish (1977)


 Заместитель начальника полиции Шамшер Сингх в ходе операции захватывает бандита Мангала Сингха в то самое время как жена Мангала готовится к рождению. Она умирает при родах, но тем не менее успевает получить от полицейского обещание заботиться о её сыне. Шамшер Сингх приносит ребенка домой и они с женой воспитывают его со своим собственным новорожденным как родных братьев. По иронии судьбы родной сын полицейского Сингха Кишан имеет наклонности темной стороны, в то время как сын бандита Мангала, Амит, наделен честной природной. Вопрос, конечно, интересный и ломающий все стереотипы о пресловутом яблочке, падающем недалеко от яблони. Логичнее было бы предположить, что при абсолютно равном честном воспитании, в Амите проснется "бандитская кровь" отца, но тогда бы это было другое кино.
  Выйдя на свободу после 14 лет тюремного заключения, Мангал узнает, что его сын находится в доме старого заклятого врага, но ошибочно решает, что это Кишан. Впрочем, сам Кишан его в этом и убедил, сделав вывод, что только с неродным сыном могут так обращаться, наказывая за ложь и прочие проступки, которые со временем уже вошли у мальчика в норму. Мангал привлекает Кишана на свою сторону и, воодушевленный возможностью отомстить Шамшеру изнутри семьи, втягивает мальчика в преступные планы. Спустя годы Амит становится честным полицейским и ему поручается разоблачение подпольной банды, сеющей хаос в городе. Само собой разумеется, что объектом его охоты является и Кишан, ведущий двойной образ жизни - беспринципного контрабандиста и добропорядочного учителя в школе для слепых, которую зачастую использует для прикрытия своих делишек.
   Остальная часть фильма посвящена тому, как Кишан и Амит узнают правду об их происхождении и как они реагируют на ситуацию. а чтобы им не очень скучно было изобличать друг друга, бороться с преступностью порознь и вместе, то их на определенном сюжетном этапе укомплектовали парой симпатичных подружек.

  Винод Кханна и Амитабх Баччан неизглагольно прекрасны в ролях выросших братьев: Кишана с двойственной натурой и исключительно положительного Амита.


 Но не только униформой единой. Какой же Баччан в масале 70-х без кипенно белого костюма, который ни в огне не горит, ни в воде не тонет, ни пятнышка не имеет после драки с дюжиной бандитов. Ладно, справедливости ради, Виноду тоже достался белый костюм, но темная рубашка, что "ближе к телу" как бы намекает о нечистой совести.


  Шабана Азми и Ниту Сингх в роли сестер - воровок на доверии, которых начавшееся с мошенничества знакомство с нашими героями ставит на путь истинный. Девицы веселые, отчаянные и решительные. При необходимости и с оружием отлично справляются. Сёстры имеют личные счеты к Мангалу Сингху; ведь именно по его вине они остались в детстве сиротами и вынуждены были ступить на скользкую дорожку ради выживания.


  Девицы - это прекрасно. Но ни одна из двух сложившихся ар не в силах составить конкуренцию экранной химии между Винодом и Амитабхом, особенно ярко проявляющейся во время исполнения песни на дне рождении отца. Искры высекают! Но, безусловно, самое главное украшение этого номера - голоса Мохаммеда Рафи и Кишора Кумара.


Какая прелесть этот олдстайл дансинг. 


  К слову, контраст характеров братьев очень здорово обыгран в костюмах. В момент, когда Амит абсолютно точно удостоверился, что его брат преступник - Амит в белом и Кишан в черном, грань проведена.  И в то же время, когда по ходу сюжета Амит ради разоблачения банды решает лгать всем окружающим о своей слепоте, полученной в результате покушения, поступает против совести, то тут же получает темный пиджак, так контрастирующий со светлыми одеждами Кишана, искренне верящего в недееспособность брата и пытающегося спасти его от окончательной расправы.


  Обожаю классическую масалу за безумные наряды 70-х! Отложные воротники, брюки - клеш, контрасты всех мыслимых и немыслимых расцветок. Хорошо хоть тут нет розовых гипюровых рубашек с рюшами! Но зато есть дважды обнажаемая нога Винода. Вот это я понимаю шузы! Неудивительно, что при своих родных 185 см  в некоторых совместных сценах на одной линии он выглядел выше Амитабха (188 см). При таких-то каблучищах!


  Амджад Кхан. Надо ли что-то еще говорить о его "злодейской" киноипостаси после роли Габбара Сингха?  Мангалу Сингху по степени отвратности с ним не тягаться, но ему весьма к лицу и тюрбан предводителя банды дакойтов и респектабельный костюм теневого криминального авторитета 30 лет спустя.


Момент истины. Кто кому родной - приемный. И самое главное - кто биологический отец приемного сына?


   Фильмы Манмохана Десаи по обыкновению изобилуют какими-то невероятными техническими приспособами в арcенале преступного мира. До сих пор не могу забыть пыточную тарелку - центрифугу в Патриоте (Desh Preeme, 1982), как очередное чудо - огромный бассейн с какой-то клокочащей жидкостью цвета хм... шоколада. Устоять можно только в центре на небольшом пятачке. Но когда на тебя с двух сторон неумолимо движутся два блока с огромными выдвижными копьями, тут выбор невелик - либо быть проткнутым этим "испанским сапогом", любо утонуть в чем-то непонятном. Да уж, с Мангал Сингхом лучше не враждовать)


  Над любым крутым боссом есть еще более крутой босс. Это прям какой-то капитан Немо, именующий себя именем Суприм (Кадер Кхан) и скрывающийся от властей, полиции, конкурентов на подводной лодке. В логово врага братцы могут попасть только в таком виде. Я уже говорила, что обожаю фильма Манмохана Десаи за его безумные технические идеи?))


Красавцы, право слово, не могу не отметить их отдельной строкой.


В конце концов перевоспитание Кишана состоялось и он, едва освободившись от тюремных оков, тут же попадает в другие  - брачные.


  У этого фильма были все составляющие, чтобы стать хитом в прокате. И он им стал! Четвертым самым высоким кассовым хитом 1977 года. К слову, этот год оказался весьма успешным в творчестве Манмохана Десаи. Кроме "Воспитания", суперхитами (более знакомыми отечественному зрителю) так же стали снятые им "Амар, Акбар, Антони" (Amar Akbar Anthony), "Вечная сказка любви" (Dharam Veer) и "Коварство" (Chacha Bhatija).

Masalа Zindabad!