суббота, 8 июля 2017 г.

Махабхарата / Mahabharat (2013)


    Для меня лично есть несколько значимых произведений, экранизаций которых никогда "много не бывает". "Троецарствие", "Путешествие на запад", "Анна Каренина" - хоть в полном, хоть в усеченном, да хоть даже и в эпизодическом виде я всегда буду смотреть. Без разницы, насколько качественным является очередная адаптация. Зачем? Да просто потому что интересно). "Махабхарата" тоже занимает почетное место в моем списке "всегдасмотрений". Не для сравнений с предыдущими фильмами, а просто потому, см. выше  - интересно. Насколько в очередной адаптации герои и события будут соответствовать моему личному видению.
  Надо сказать, что среди всяких эпиков "Махабхарата" по праву занимает место эпического из эпических. Настолько эпического, что никто еще ни разу не попытался экранизировать его полностью. Даже признанная классической 94-серийная работа БР Чопры 1988-90 гг заканчивается воцарением пандавов на троне Хастинапура после братоубийственной бойни на Курукшетре. А ведь после этого еще целая треть эпика не охвачена. Что уж говорить о двухчасовых версиях, в которые нужно впихнуть невпихуемое. Так и происходит, что за нарезкой основных событий теряется главное - проповеди об этике и дхарме.
   Данный проект, рассчитанный на детскую аудиторию, широко анонсировался самым дорогостоящим и самым грандиозным в истории индийской компьютерной анимации (почти семь лет ушло на его создание). Но, увы, в прокате его ожидал сокрушительный провал. И дело даже не в слабой и уже устаревшей на момент выхода анимации, главная проблема - крайне слабый и несогласованный сценарий. Опустив историю Бхишмы, рождения Дхритараштры и Панду, а так же их наследников, суть претензий и разногласий в престолонаследии, действие начинается с соревнования в Хастинапуре, где Карне отказывают в участии из-за низкого происхождения и Дурьодхан, ставя превыше всего таланты воина над кастой, возводит того на престол Анги. Далее по списку: интриги Шакуни, смоляной дом, скитания Пандавов, сваямвара Драупади, возвращение Пандавов в Хастинапур, отказ Дурьодханы признавать права Юдхиштхира (как старшего наследника династии) на трон, разделение царства, основание и расцвет Индрапрастхи, обида Дурьодхана, игра в кости, унижение Драупади, 13-летнее изгнание Пандавов, возвращение, эпическое сражение, в котором полегли все Кауравы... Фух! Ах да, для чего-то еще вписали эпизод сражение Бхимы с ракшасом и женитьба на ракшаси Хидимби. Я не иронизирую, а честно не понимаю для чего нужен был этот эпизод в повествовании. если в дальнейшем даже не упомянули о Гхатоткаче, сыне Бхимы и Хидимби, который сыграл одну из важнейших ролей в сражении, когда Карна вынужден был потратить на этого демона единственное оружие, способное поразить Арджуну. И это, увы, не единственная сценарная несогласованность.
  Но что же такого прекрасного есть в этом фильме, что я даже решила сложить в киносундук очередную порцию картинок? А вот что! Актеры, подарившие голоса анимационным героям эпоса. Это поистине созвездие Болливуда. Кроме того, хоть создатели фильма и говорили, что не старались рисовать своих персонажей с озвучивающих актеров, а лишь придавали мягкое сходство, они все очень и очень узнаваемы, даже если кому-то повезло чуть меньше).
 Итак, галерея главных героев.
 Патриарх династии Куру -  Бхишма. Только глубокий баритон Амитабха Баччана способен придать особую царственность этому персонажу.
 

  Дурьодхан (Джеки Шрофф) и коварный дядюшка Шакуни (Анупам Кхер). Кроме того, Анупам Кхер озвучивал своего персонажа, подражая голосу актера Дживана, сделавшего в середине прошлого века свою карьеру на исполнении роли всяких противных подлецов и подхалимов. Идеальное попадание.



  Карна и Дурьодхан. Их отношения - прапра...прадед броманса. Такой преданной мужской дружбы еще поискать, даже если герои находятся на "тёмной" стороне. Абсолютно узнаваемый Анил Капур, что в очередной раз закрепило мои симпатии к Карне. Трагичный рыцарь Махабхараты.



Арджуна - третий из братьев Пандавов, воин из воинов, любимый и обласканный богами, побратим Кришны. Объект непримиримой вражды Дурьодханы и Карны. Ну и как в нем не узнать Аджая Девгна).



Братья Пандавы приводят к матери невестку Драупади (Видья Балан). Она так классно отыграла голосом характер своей героини, что даже немного обидно за анимацию, могли бы нарисовать посимпатичнее. Так же вполне узнаваемы и старшие братья Арджуны - праведный Юдхиштхира (Манодж Баджпаи, некогда очаровавший меня в фильме Pinjaar и так до сих пор не разочаровавший ни разу) и наделенный сверхсилой Бхима (кто еще, если не всеиндийский Рэмбо 90-х Санни Деол)


Унижение Драупади.



 Больше всех не повезло с визуализацией Господу Кришне. Чудовищная диспропорция частей тела. Ну и узнать в нем Шатругхана Синха очень сложно. Но ведь орги этого и не обещали). Впрочем, миссию свою выполнил. В двух словах рассказал смысл Бхагавад Гиты и призвал Арджуну не рефлексировать, нарушая все возможные правила ведения боя. Главное  - дхарма!


Дипти Наваль - идеальная мать Кунти. Для всех своих сыновей, кроме первенца Карны, отправленного новорожденным в мир на волю волн и богов. Пожалуй, для меня это самый драматичный эпизод в Махабхарате, когда в минуту наивысшего военного напряжения мать открывает сыну правду о его происхождении, призывая перейти на сторону родных братьев Пандавов. И как трагичен Карна в этот момент.


Справедливость восторжествовала. Пусть и ценой жизни целого рода.