среда, 12 июля 2017 г.

Бахубали: Завершение / Baahubali: The Conclusion (2017)


   Долгожданная зрителем вторая часть эпика должна была дать ответ на заявленный на высокой ноте в финале первой части вопрос — за что "преданный пёс" Каттапа убил Амарендру Бахубали.
  Пересказывать сиё  почти трёхчасовое действо, как это было сделано в первой части, чрезвычайно сложно. Бо как возникает желание расписать и проанализировать каждый эпизод. Гораздо больше, чем оценивать само зрелище, мне было любопытно "считывать" Махабарату в интерьерах фиктивной истории царства Махишмати. Естественно, фильм для индийского зрителя гораздо более понятен, в нём много пластов, которые нам недоступны в силу разного ментального и культурного кода. И я могу только в силу ограниченности свои знаний предполагать, почему он вызвал такой небывалый доселе фурор, не только в Южной Индии, но и на всем субконтиненте.

  История убийства и мести в семействе — это только верхний уровень дилогии. Культуры там через край, начиная от многократного воспевания кшатриев и заканчивая Шивой вездесущим. К слову, мини‒диалог, идущий уже в финальных титрах, наши фан‒переводчки обошли стороной (ну, или просто не досмотрели до того момента), а там как раз и есть квинтэссенция всего происходящего, когда в ответ на вопрос ребенка о будущем Бахубали‒сына старец отвечает, что, мол, только Шива знает кого "трезубом стукнуть". Всё предопределено. А дхарма превыше всего. И именно за это и пострадал Бахубали‒старший. Его судьба была предопределена не столько подлостью и предательством завистливых родственников, а в тот момент, когда он изменил дхарме — отказался от трона в пользу Девасены. Любовь и обещание деве - это прекрасно, но тебе суждено было царствовать во благо всего народа, а ты предпочел личное счастье благоденствию и процветанию народа, поставив его под несправедливое правление Бхаллаладевы. Для кшатрия это — адхарма.  
  И так уже будучи в статусе звезды тамилоязычного кинематографа, Прабхас вытянул свой золотой билет, отказавшись на четыре года от съемок в других проектах. Рана Даггубати прекрасен в роли концентрированного злодея. Это, к слову, и есть с моей точки зрения самый большой недостаток эпика — черно‒белые герои, без каких‒либо оттенков, геройский герой и злодейский злодей. Особенно, если учесть, что оба они были воспитаны мудрой правительницей Шивагами. Рамья Кришнан снова демонстрирует высочайший уровень актерского мастерства в изображении своего персонажа. Правда, создатели фильма зачем‒то решили из мудрейшей правительницы, что была показана в первой части, сделать классическую #яжемать. И, согласуясь, с нынешней модой у массового зрителя на истории saas‒bahu (взаимоотношения свекровь‒невестка), соответственно подкрасили линию Шивагами‒Девасена. Девасена Анушки Шетти, решительная и отчаянная амазонка в родном царстве, отчего-то резко меняется по прибытию в Махишмати и нуждается в защитнике. И тут из неё истово поперла осокрбленная Драупади ...
Тонны золота, куча тестостерона, невиданная боевая хореография, которую до невозможности смешно смотреть: главные герои бегают чуть ли не по воздуху, вырывают с корнем деревья, групповые катапультирования "бочкой". Но это все простительно, тут ведь мифологизированное фэнтези в конце концов, а не байопик исторического персонажа. Конечно, невиданная доселе дороговизна и эпичность проекта (по индийским меркам), не отменяет того факта, что компьютерная графика местами вызывает слезы умиления. Но это все равно поднятие планки на иной уровень качества, теперь "плюшевыми мультяшными львами" зрителя не впечатлишь.
  Индия имеет много блокбастеров местного значения, и многие из них вообще невозможно смотреть без слез. Но этот, несмотря на все его огрехи, — концентрированная эстетика Южной Индии. Будь я индийским мальчишкой младшего школьного возраста, то Бахубали стал бы для меня самым запоминающимся событием детства. Как мы в свое время фанатели по приключениям Синдбада и проч.
   Ну и визуал, тут нельзя отказать в должной оценке. У меня есть такой собственный критерий, если фильм хочется разобрать на скринкапсы и наделать кучу гифок, значит, визуально он того стоит.