воскресенье, 15 июля 2012 г.

Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники / The Darjeeling Limited, 2007

   В общем удобная эта штука - рекомендательный сервис имхонет, достаточно только самому не забывать выставлять оценки прочитанному и просмотренному и тогда на любой твой запрос выдается рекомендации, основанная на статистике. К примеру, так:
 Нет, Вам не стоит смотреть фильм «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники».       126 людям, с оценками, похожими на Ваши, этот фильм не нравится.
    Как распорядиться таким резюме решать только вам. В большинстве случаев я закрываю страничку и продолжаю поиски в другом направлении. В большинстве, но не в этом. Место действия   Индия. Три брата отправляются в путешествие по определению одного из них, вдохновителя и организатора, чтоб обрести духовность и сблизиться друг с другом. Можно наверное и пересказать сюжет этой трагикомедии, спойлеров, способных разрушить все дальнейшее восприятие, все равно не будет, но я ограничусь одной цитатой:
― Интересно, мы трое могли бы подружиться? Не как братья, а как обычные люди.
― Может тогда у нас было бы больше шансов.
  Именно так. Родные по крови, но совершенно чужие по духу, каждый со своим ворохом внешних проблем и внутренних комплексов. Такие одинаковые при всей разности. Яркий, добрый фильм, добрый даже в своей трагической части, с ясным смыслом и приятным послевкусием. Там есть дзен. И дзен этот вовсе не в многочисленных медитациях и поисках смысла, как может показаться из описания цели путешествия, он просто в каждом кадре. Храмовых сцен там настолько мало, что можно считать, что их нет вовсе. Да и можно ли считать их таковыми, если даже во время молений братья не переставали выяснять отношения. Впрочем, они этим занимаются практически до финальных титров.


С самых первых кадров появления Эдриана Броуди в старомодных очках что-то неуловимое витало в голове, что-то ускользало от понимания, изматывало, пока вдруг внезапно не узнала музыку из фильма Сатьяджита Рая. Бинго! Это же прямая аллюзия на Мастера.



   Неужели? Как так? Причем тут Уэс Андерсон? Остановила фильм и побежла искать информацию о создании фильма. Везде чуть ли не в первых строках пишется о том, что "Поезд на Дарджилинг" посвящен Сатьяджиту Раю, а не просто использовалась музыка из трилогии об Апу, "Музыкальной комнаты", "Чарулаты" и множества других его фильмов. Ну и финальная сцена, как большой финальный поклон. В основной части фильма мы наблюдаем на стенах купе портреты таких знаковых для Индии фигур Индии, как Джавахарлал Неру и Махатма Ганди. И вот в самом конце, на том же самом месте появляется портрет Сатьяджита Рая. Ах, меня это сделало счастливым окончательно. Полный дзен. В стиле самого Мастера.



Более того, можно заморочиться и искать глубинный смысл чуть ли не в каждом кадре: в бесконечном движении поезда; в многочисленных чемоданах от Louis Vuitton с инициалами отца, от которых герои таки избавляются в конце фильма,  тем самым скидывая с себя груз прошлого; в обуви главных героев ... ай, да бесконечно можно копать эти намеки. А можно и не копать, а просто посмотреть фильм. Это как в самых первых кадрах появляется Билл Мюррей в эпизодической роли и ты ждешь, что он же не просто так появился, он наверное "выстрелит" дальше, а он больше не появляется. Потому что никакого "особого" смысла в его появлении нет.
 "Поезд на Дарджилинг" из категории фильмов, которые весьма осторожно рекомендуешь к просмотру, но однозначно идет в мою коллекцию.
 И еще один приятный момент - Оуэн Уилсон таки стремительно поднимается в моем персональном рейтинге.