суббота, 27 декабря 2014 г.

Парадеси / Paradesi (2013)

    Этот чертов сукин сын Бала снова сделал ЭТО! Снова снял фильм, после просмотра которого хочется от безнадёги выть в голос с главным героем. Вот уж воистину непревзойденный певец боли и страданий, душевных и физических.
    Фильм основан на реальных событиях, имевших быть место в период преддверия получения Индией независимости, и его действие начинается в 1939 году в одной из мадрасских деревушек.
     Раса (Aдхарва Мурали) - не лишенный обаяния великовозрастный деревенский дурачок, воспитанный грубоватой, но безумно его любящей бабушкой.Тут надо понимать, что Раса - не являет собой тип классического идиота, он скорее по-детски добрый и открытый простофиля, чем и пользуются односельчане.
   Бойкая деревенская девчушка Ангамма (Ведхика) влюбляется в Расу и находит удовольствие в постоянном подтрунивании и издевательствах над объектом своей симпатии. Вскоре она признается в своих чувствах, которые взаимны, и заверте. Их отношения становятся достоянием общественности, и мать Ангаммы устраивает грандиозный скандал с пухом и перьями на сельском сходе. Как, мол, ты такой-сякой безработный и беззаботный идиот осмелился смотреть в сторону моей дочери.





   Раса меж тем отправляется в соседнюю деревню в поисках работы, благо, что от природы одарен отличными физическими данными и недюжинной силой. Но, увы, снова из-за своей простоты и доверчивости становится лишь объектом использования дармовой рабочей силы. В момент отчаяния происходит встреча Расы с неким доброжелательным мистером Кангани, который рекрутирует крестьян для работы на британских чайных плантациях в Южной Индии. В родной деревне Расы он обещает жителям надлежащее размещение и высокую заработную плату. Как и многие из жителей, Раса подписывает договор в надежде ежемесячно отправлять домой деньги старенькой бабушке. И вот караван нанятых работников потянулся в многонедельный пеший поход к месту нахождения плантации. И тут начинается Бала в чистом виде. Для зрителя, знакомого с творчеством режиссера и знающего, что от него ожидать, уже в пути становится ясно, что эта дорога ведет в ад.

 
   Нечеловеческие условия труда и проживания, безмерная жестокость со стороны надсмотрщиков, отсутствие надлежащей медицинской помощи - всё это сделало из вчера еще бедных, но свободных крестьян, рабов в полном понимании этого слова. Несмотря на внешние трудности сердце Расы остается добрым и открытым, он сближается в дружбе с Марагадхам (Дханшика) и ее маленькой дочерью, женой и ребенком единственного работника, который когда-либо смог сбежать с плантации. Известия от бабушки о том, что Ангамма сейчас живет с ней после изгнания из семьи по причине беременности, делает Расу по-настоящему счастливым. Ведь уже осталось совсем мало времени до окончания контракта и он сможет вернуться к своей семье и жениться на любимой.
   Но это же колониальная плантация, и это Бала. Расчетный день открывает глаза всем, кто до этого еще на что-то надеялся. Ежедневная заработная плата всех работников идет в оплату на питание и проживание. Плюс услуги доктора, если их можно так назвать, плюс табак, плюс мыло, плюс, плюс, плюс... Вернее, это всё складывается в огромный минус, который работники остались должны, и который придется бесплатно отрабатывать в следующие годы. Расе насчитали три года долга. Марагадхам тоже остается отрабатывать свой долг и долг за сбежавшего мужа.


   Рабочие наконец осознают, что они фактические рабы у британских плантаторов. Чувствуя тоску по дому, Раса пытается бежать. Но к своему великому несчастью был пойман надсмотрщиками. В качестве наказания ему калечат одну ногу (перерезают ахиллово сухожилие), как и любому другому работнику, пытавшемуся осуществить побег. И снова Раса, хромой, но все еще сильный и полный надежд, впрягается в адскую работу.
   Эпидемия в рабочем поселке в краткие сроки уносит многие жизни, в том числе и односельчан Расы, с которыми тот был дружен. Англичане дают указание управляющему плантации  пригласить настоящего доктора для лечения работников. Из мадрасской миссии прибывает врач-индиец со своей женой-англичанкой, которых в большей мере мере волнует не лечение работников, а обращение их в христианство. Надо сказать, что в показе этой сюжетной линии происходит конкретный разрыв шаблона. Это настолько анти-Бала, настолько выбивается из концепции его фильма (да и всего творчества в целом), что даже сейчас пребываю в недоумении - а что это было? Гротескная парочка поет и танцует со своей проповедью перед изможденными рабами словно телепортировались из заправского масала-муви 70-х годов. Трудно додумывать за режиссера его идею, но возможно это как раз и должно подчеркнуть, карикатурно выпятить нелепость и неуместность происходящего.
    Трехлетний срок Расы на плантации подходит к концу. Но радость его омрачается резко ухудшающимся состоянием Марагадхам, которая в конце концов умирает на его руках. Он забирает ее дочь к себе, она и так выросла на его глазах и с его помощью за эти четыре года. Естественно, управляющий истолковывает эту ситуацию со своей выгодой. Раз ты принял дочь Марагадхам, значит вместе с ней наследуешь долг и её родителей, который придется отрабатывать в течении последующих 9 лет. Всё, круг снова замкнулся. Выхода нет! Но Бале этого мало, он будет не он, если не добьет зрителя финальной сценой. Сидя на вершине холма с приемной девочкой, взывая к справедливости и оплакивая свою судьбу, Раса замечает внизу прибывшую новую группу рабов. В толпе уставших от дороги, но всё еще надеющихся на лучшее будущее, и Ангамма с сыном ... Добро пожаловать в Ад! Теперь уже не только выхода нет, но и надежды нет, ничего нет.


  Удивительный Бала, честный и пронзительный, коммерчески не очень успешный, но обласканный и высокоценимый критиками. Его Индия лишена ярких красок и радостных танцев, она - в полусепии и щемящих песнях-страданиях. Его фильмы долго не отпускают, и "Парадеси" не исключение. Казалось бы, трагизм тоже должен иметь конечность и свои рамки, но даже в "Я - Бог" [X] он оставляет надежду, смерть главной героини несет надежду на избавление от будущих перерождений. "Парадеси" лишен же и надежды.


   Впервые вижу на экране молодого актера Адхарву, исполнителя главной роли, но прочитала, что у него уже есть в активе два коммерчески успешных фильма, которые обратили на себя внимание и заставили говорить о нём, как о восходящей звезде. После же "Парадеси" можно смело говорить о нём, как о состоявшемся уже драматическом актере. Видимо, такова судьба актеров Балы. Как и ранее Викрам и Сурья, Адхарва, уже имеющий путевку в жизнь, теперь получил и "прикосновение царя Мидаса" от Балы.
  Фильмы Балы трудно оценивать категориями. Определения гениально и восхитительно в данном случае будут звучать пафосно и чужеродно. Их сложно называть шедеврами в привычном понимании этого слова. Но каждый его фильм из имеющихся шести (с оговоркой про "Avan Ivan", который пока не посмотрела) - безусловное событие. Явление. Штучный товар.

 *Парадеси - уничижительный термин в тамильском языке, обозначающий иностранца или любого, кто был связан с созданием системы рабства на британских чайных плантаций.


Комментариев нет: