четверг, 24 ноября 2016 г.

Место съемки: Горки. Часть 1.

  Пока ускорение еще действует, продолжу тему кинолокаций в Горках, начатую в теме "Анна-детективъ". Как уже отметила раньше, пару наших визитов в Горки совпадало по времени с проводимыми там съемками. Один из этих разов сопровождался пламенными лозунгами про Смерть Буржуазии и радостное приветствие Красного Террора. Но мы не стали испытывать судьбу, а ну как актеры в роль войдут и примут нас за клятую буржуазию, погуляли вокруг, не сильно любопытствуя. Актеры массовки, к слову, обедничали рядом на полевой кухне, потому и не представляли для меня интереса в качестве объекта съемки.


 Итак, совсем краткая информация. Первое упоминание о Горках встречается в разъезжей грамоте московских писцов и датировано 16‒м веком. В разное время Горками владели представители старинных дворянских фамилий: Трубецкие, Бекетовы, Лопухины.
   Строительство архитектурного ансамбля, состоявшего из Большого дома, двух флигелей и многочисленных хозяйственных построек, а также создание двух парков было завершено в 20‒х годах 19‒го века. С конца 1870‒х годов Горками владели уже представители купеческих династий. В 1909 году усадьбу приобрела вдова Саввы Морозова, при которой архитектурно ‒ парковый ансамбль при участии небезызвестного Федора Шехтеля был реконструирован в стиле неоклассицизма.  К дому так же были пристроены зимний сад и большая летняя терраса. В сети часто можно встретить информацию, что мол де тут Морозов чуть ли не прятал так любимых им большевиков. Ха! Почему людям не приходит в голову просто сопоставить даты, на момент покупки Горок Зинаидой Морозовой она уже два года была Зинаидой Рейнбот, состоя в третьем браке. 
   В 1918 году усадьба была национализирована, южный флигель и другие постройки усадьбы были приспособлены для санатория. В сентябре того же года в Горки впервые приехал дедушко Ленин ‒ здесь он восстанавливал силы после ранения, впоследствии приезжал сюда в отпуск и на выходные, а с мая 1923‒го и до самой смерти в январе 1924‒го жил в Горках постоянно. И именно благодаря этому обстоятельству, Горки сейчас являются одной из немногих среднепоместных усадеб с хорошо сохранившимися интерьерами зданий.
  Несколько картинок в натуральном виде, без кинодекораций.

Парадный подъезд Большого дома. 


Его обратная сторона. Хорошо видны пристройки летней веранды и зимнего сада, который с фасадной стороны имеет эркер (см.предыдущее фото)


Летняя "ажурная" веранда с отдельным входом


  Библиотека. Обращает на себя внимание кресло необычной формы. Оно было специально предназначено для дам в пышных платьях. Дамы присаживались на краешек, а платье располагали за собой на кресле:


Гостиная с мебелью в светлых тонах, с камином, зеркалами и амуром, поставленным в угол.


Другой часто появляющийся в кино мебельный гарнитур, белый с золотом. Рядом с зимним садом.


А вот и эркер зимнего сада, в котором купеческая роскошь представлена во всей красе.



Если со временем появятся еще какие-то характерные виды, пришедшие по нраву киношникам, то добавлю по мере архивирования.

NB.   Т.к. скрины собирались давно и беспорядочно, то я, помня основную сюжетную канву, совершенно перезабыла имена отдельных персонажей. Где вспомню, напишу, а где нет, то пойдут одни картинки.

 Для большинства людей моего поколения Горки связаны исключительно с именем Ленина, Горки Ленинские. Так что с него начну, чтобы побыстрей и закончить. 

1. "Клятва", 1946
Режиссер: Михаил Чиаурели
Оператор: Леонид Косматов
 Понятное дело, что в советское время нельзя было и помыслить о съемках в мемориальном музее Вождя мирового пролетариата. Поэтому в фильме "Клятва" Горки появляются в виде нескольких фасадных кадров. Именно сюда, к Ленину, добирается  интернациональная группа ходоков (украинец, грузин и узбек), чтобы узнать о кончине вождя. Но не напрасен был их нелегкий путь. Рядом Сталин, у той самой скамейки (которая и по сей день в Горках) дает клятву продолжить дело Ленина вопреки врагам.

_________________________________________________________________________________

2. "Телец", 2000
Режиссер: Александр Сокуров
Оператор: Александр Сокуров
   Первый раз игровое кино было допущено в святая святых только на рубеже веков. Сокуров снимает о последних месяцах жизни Ленина. И все-таки Сокуров не мой режиссер. Его игры с формами и цветом мне зачастую не просто непонятны, но и неприятны. От гнойно-зеленого фильтра, созвучного разлагающемуся дряхлому телу Ленина? и вовсе тошнит.
Вид на один из флигелей из Большого дома


Обеденный стол в пространстве зимнего сада.

_________________________________________________________________________________

3. "Золотые. Барвиxа 2", 2011
Режиссер: Михаил Соловьев, Владислав Каптур
Оператор: Геннадий Медер, Всеволод Каптур
А вот и да! Новое время, новые приоритеты. И Горки теперь отлично играют роль рублевского особняка. Празднества и вечеринки с соответствующим размахом, клоунами, фейерверками и морем шампанского.

_________________________________________________________________________________

4. "Адъютанты любви", 2005 
Режиссер: Игорь Ветров, Дмитрий Магонов ...
Оператор: Роман Бурденюк, Александр Горулев ...
Если не ошибаюсь, то это поместье Черкасовых, что на Смоленщине.
Парадный вход в роли парадного входа.


Не помню, роль чьего поместья играл флигель, возможно даже и Монго-Столыпина. Но помню, что меня удивил лев, копия знаменитых флорентийских львов (они же львы
Медичи), что мириадами копий разлетелись по миру. Удивил именно непарностью. Лев - муляж, в Горках таковых не имеется.

_________________________________________________________________________________

5. "Красные горы", 2013
Режиссер: Игорь Зайцев
Оператор: Иван Бурлаков
 1919. Советская власть, хоть и близко, но пока еще не закрепилась во Владивостоке, и посему
каперанг Энгельгардт проводит пасхальные каникулы вместе с сыном-кадетом в своем шикарном особняке.



Недолго, конечно.  Вот вам и Пролетарии всех стран



А вот и Красный Террор. Да-да, это тот самый сериал, съемки которого мы застали летом 2012-го.  Тут. конечно, плохо видно, но помнится, в свое время, когда я показывала ту картинку, что сейчас стоит титульной, народ изрядно веселился над написанием "Да Зраствует!", относя эту безграмотность на счет современных художников. Что, мол, надо же, и никому глаз не режет. Поговорили и забыли, я в то время даже не заостряла внимания на этой детали.


А спустя полгода, когда у нас по зиме с Яхонтом был "культурно-исторический чес", то в Музее современной истории России (бывш. Музей Революции, бывш. Английский клуб) каких только свидетельств эпохи ни встретили. Вот, к примеру, одно из них. Вполне себе "Да, Вздравствует!". Насколько грамотности хватало, так и писали. Так что, может это и не художник-двоешник, а намеренный штрих, отображающий время.
  

Продолжение след.