суббота, 17 марта 2018 г.

Притхви Валлабх [2018]


   Это было в то время, когда индийские земли в очередной раз в своей многовековой истории "отдыхали" от концепции Единой Бхараты, развалившись на кучу независимых государств, и с разной степенью успешности кошмарили границы друг друга. История Притхви Валлабха восходит к третьей четверти Х века, когда падение династии Гурджара-Пратихара, правившей на севере Индии, и династии Раштракутов (Махараштра и северная Кранатака) привело к массовому перевороту в наместничествах и княжествах. Династия Парамара захватывает Северную Индию, а Юг неизменно остается под Чалукья, Чола и другими династиями. На месте Раштракутов со столицей в Маньякхете раджа Тайлап II основывает новую династию Западных Чалукья. И, как любая новосозданная власть, стремясь к расширению, юные династии ведут агрессивную политику по отношению к соседям. В идеале, конечно, подмять под себя максимально возможное количество земель индийских и объявить себя императором, но, увы, на такое способны "не только лишь все". Особенно, если основной противник не менее достойный.

   Но индийцы - это вам не китайцы, у которых каждый чих маломальского правителя записан, индийцам как-то пофиг было на архивирование исторических хроник. Нет, конечно, какие-то там отдельные записи оставались на мемориальных обелисках и паре-другой металлических пластин, но это все про правителей значимых, императорского пошиба. Ну и грекам большое спасибо, что в своих анналах зафиксировали индийских более ранних Пурураву и Чандрагупту. Про таких же удельных махараджей, что выведены в сериале главными героями, в учебниках истории обычно ограничиваются парой строк и упоминанием, что мол де такие были, друг с другом воевали. А информация в большей степени черпается из преданий старины глубокой. То поэты стиш напишут, естественно, прославляющий того правителя, при чьем дворе кормится. То народное устное творчество передает баллады из уст в уста, зачастую искажая смысл на противоположный от первоначального.
    Вот так и с Пртихви Валлабхом, махараджей Малвы из династии Парамара, славу которого затмил племянник-преемник, знаменитый махараджа Бходжа (его именем назван основанный им город Бхопал, ныне печально известный из-за крупнейшей по числу жертв техногенной катастрофы в современной истории). Но и сам Притхви Валлабх считался эффективным правителем, пропагандистом мира и храбрым воином. Традиционно считается, что он был приемным сыном в династии Парамара, однако большинство ученых находят эту версию неправдоподобной. Пели-пели про Пртихви Валлабха песни, пока в 1921 году гуджаратский политик, литератор и просветитель Каниял Мунши, посвятив довольно много времени изучению вопроса, взял да и написал художественный роман "Притхвиваллабх". Роман тут же стал бестселлером, за почти уже сто лет многократно переиздавался, а в сознании ширнармасс закрепился художественный образ доблестного правителя Малвы, дополненный визуализацией на кинопленке. Первый раз роман экранизировался еще в эру немого кино, а второй раз вышел "из-под пера" режиссера Сохраба Моди, непревзойденного мастера исторических эпиков 40-х годов прошлого века.
   Теперь Притхви Валлабх, снятый по мотивам этого же романа, вышел к зрителю и в формате телемыла. И хоть производители декларируют свою продукцию традиционным соотношением - 20% истории и 80% художественного вымысла - ейбох, не знаю как они считают, нешто только использование имен реально сушествовавших исторических персон оценивают двадцаткой.
   Вот что имеем на сегодняшний день из 16 серий. Два противоборствуюших царских дома - Малва и Маньякхета. Давным-давно, при нападении малвского махараджи Сингхданта на дворец правителей Маньякхеты остаются сиротами маленькие принц и принцесса (фу, как глупо звучит западная титулатура в отношении восточных культур, пусть уж будут родные раджкумар и раджкумари). С детства отягощенная ответственностью по защите младшего брата, раджкумари Мринал вырастает в прекрасную амазонку, сознание которой отравлено ядом мщения. Превосходный военный стратег, она сильна духом, тверда характером и обладает огромным авторитетом при дворе. Несмотря на то, что взрослый брат Тайлап официально является махараджей своего княжества, все решения принимаются исключительно решительной Мринал. Тайлап не очень-то и сопротивляется. Зато его жена-махарани сильно тяготится таким положением. Происходя из царского рода павшей династии Раштракутов и выйдя замуж за махараджу, она чувствует себя сильно ущемленной в правах, когда её статус правительницы находится в руках раджкумари. Кроме того и семейные проблемы в отношениях с махараджей, находящим утешение в объятиях прекрасной куртизанки, подталкивают махарани Джаккалу к необдуманным поступкам с дальними последствиями. Раджкумари Мринал организует военную кампанию на Малву в надежде поквитаться с ненавистным махараджей, но армия африканских наемников посрамлена Притхви Валлабхом. Да-да, прям настоящие африканцы, с сомалийских берегов приплыли кораблями по найму другим военным противником Паанчалом; но раз к тому моменту Паанчалу Мринал самолично уже снесла бошку, то наемники быстро перенанялись, даром что ли веслами столько гребли. Теперь Мринал принимает решение укрепить силы родной Маньякхеты политическим браком с династией Ядавов, поженив племянника Сатьяшрайя и ядавскую раджкумари Вилас. Все довольны и ядавский Бхилламрадж присягает на верность, обещая предоставлять свою армию по первому требованию.
  А в это время при дворе княжества Малва тоже разворачиваются нешутошные подковерные интриги. Юврадж Мундж (Притхви Валлабх - это что-то типа никнейма, Мундж - личное имя ювраджа) талантливый поэт, музыкант, скульптор. Несмотря на явные симпатии к его персоне со стороны раджкумари Амруши, мечтает о встрече с прекрасной незнакомкой, чьи глаза будут столь же выразительны, как и у созданной им статуи. Совершенно не любит войны, хоть и является лучшим воином, о котором уже слагают легенды, но вынужден браться за меч, охраняя покой родного государства. Его статус наследника престола - постоянная попаболь для Сингхураджа, младшего родного сына действующего махараджи. Сингхураджу вполне успешно капает на мозги министр Махагай, этакий вариант махабхаратского дядюшки Шакуни. Любой малейший промах Притхви Валлабха должен быть использован против него. А тут вдруг предоставился такой шанс!
   Неугомонная Мринал со своими амазонками проникает в Малву и во время всенародного фестиваяля красок устраивают самый настоящий теракт, забросав толпу самопальными бомбами. Во время всеобщей неразберихи Мринал проникает во дворец и уже готова пронзить старого махараджу, но вездесущий Притхви Валлабх срывает её планы. Знакомство Притхви с Мринал произошло случайно несколькими днями раньше и само собой у неё "те-самые-глаза". Чувства где-то там глубоко проклюнулись, но до "и заверте" еще рано. Мринал при попустительстве Притхви удается бежать, а на Притхви сваливают все собак, обвиняют во всех грехах, связях с врагами родины и, лишив всех титулов, изгоняют из столицы. Батюшка-махарадж было пытался воспротивиться, но коварный Махагай довольно ловко обтяпывает дело при публичных слушаниях при дворе.
   Мринал настаивает воспользоваться неразберихой и временной ослабленностью Малвы, снаряжает очередную военную экспедицию, которую возглавляет её брат, раджа Тайлап. Охрана Малвы теперь в руках опытных полководцев, но под руководством самонадеянного Сингхураджа. Сингхурадж вполне прогнозируемо обгадился на боле битвы. Хорошо, успели весточки долететь до отшельничающего в изгнании по лесам Притхви. Он быстренько прискакал, всех победил, а раджу Тайлапа еще и в плен взял. Тут уж старый махараджа проявил свою политическую волю и передал трон и прочие регалии Притхви Валлабху. Да здравствует новый махараджа! Попаболь Сингхураджа и Махагая усиливается многократно. Призывая враждующие стороны к мирному сосуществоанию во имя процветания народов, Притхви освобождает плененного раджа Тайлапа. Такой исход дел является крайне оскорбительным для воительницы Мринал. И теперь уже и Притхви Валлабх становится её заклятым врагом, унизившим воинскую доблесть Маньякхеты. Сил нет с этой неистовой девицей! Не найдя поддержки среди своего двора (ну кому нафиг охота воевать просто так, ради давней мести), она на утлой лодчонке в компании преданных амазонок тайно отчаливает к африканским берегам искать тех наемников. О! чудо! Их не накрыло штормом, не сожрали акулы, не насмерть убили при высадке на сомалийский берег. И да! Они аккурат приплыли куда надо, встретили старых знакомых и те снова отправились воевать на стороне раджкумари Мринал.
   В общем, все плохо)). Тепрь и сама Мринал попала в плен к Притхви Валлабху. Но у него же чувства, у неё чувств пока нет, но есть уже неясно-томительные сновидения с прекрасным Притхви. А еще не забываем про коварных Сингху и Махагая... Начался цирк с конями, переодеваниями и классическое "укрощение строптивой".
   Когда меня спрашивают, а что тебя привлекает в индийских сериалах (в моем случае речь идет только о костюмных, никаких прочих суперпопулярных мыльных опер про разборки свекровь-невестка я и полглазом не видела), я даже не нахожу сразу, что ответить. Ну ... эта ... там красиво ...
   Так вот, в Притхви Валлабхе тоже всё красиво, прям по-чеховски. И лицо, и одежда, и декорации. Но как только дело доходит до батальных сцен и компьютерной графики, тушите свет и дайте мне это развидеть. Снова все печально. А учитывая количество этих самых сцен в данном сериале, то печаль моя бесконечна.
   Но Сонарика и Ашиш Шарма, прежде известный по ролям Чандрагупты и Рамы, прекрасны исполнением своих Мринал и Притхви. Огненная девица и сентиментальный воин-артист!








   Кажется, Sony TV начинают задавать новый стандарт в нише индийского костюмно-исторического телемыла. За последнее время это уже третий такой масштабный проект. Только прошлым летом закончился Пешва Баджирао (когда-нибудь я его вытащу из черновиков и допишу хотя бы парой слов по накапсенным картинкам)), в сентябре запущен и продлжает успешное вещание Пор [2017]. Пртихви Валлабху вроде тоже ничего не грозит по той причине, что он уже объявлен 2 сезонами по 40 серий. Значит, воды будет ровно столько, сколько её налили при первоначальном написании сценарии, и ни каплей больше, как это случается при переписывании на ходу и растягивании сюжета в угоду рейтингам.