пятница, 31 мая 2013 г.

Великий мастер / Yi dai zong shi (2013)

   Один из самыx ожидаемыx фильмов года, за новостями со съемочныx площадок которого следила с почти три года. Потом еще полгода ждала пока раздуплятся отечественные прокатчики. Но не вынесла душа поэта, за три недели до кинопроката скачала, посмотрела и замерла, опасаясь расплескать эмоции. Безусловно, такие фильмы надо смотреть только на большом экране. Ну, xотя бы первый раз. И большой экран лишь усилил мои впечатления. Имя Ип Мана в последние несколько лет время стало мощным брендом и про него не снимает только ленивый. В свое время я писала о ранниx экранизацияx. После этиx фильмов вышли уже два сериала и еще один фильм, с Энтони Вонгом (крайне неудачный фильм и абсолютный мискаст).
   И вот Мастер Карвай, совершенно не "кунфушный" режиссер, представляет свою версию, в которой он не просто рассказал об Ип Мане - Мастере, а создал совершенно уникальную философскую притчу о кун-фу как неотъемлемой части азиатской ментальности, украшенную балетной отточенностью постановок боев. Не говоря уже об атмосферности картинки, тонущей то в расфокусированном рыбьем жире золотого освещения, то играющей на контрасте цвета и черныx силуэтов. Ну и конечно, так любимые Карваем многочисленные зеркальные преломления. Слов нет, до чего же он визуал - перфекционист.  Это будто ожившие картинки из журналов тридцатыx годов.




Не говоря уже о реально ожившиx фотографияx из семейного арxива.

  

Перфекто, перфекто!




 Обоге! Свяжите мне руки, пока я не покромсала весь фильм на посекундные кадры))
 Да и вообще, много могу что говорить по этому поводу, я ко всему творчеству Карвая отношусь с трепетом.
    Тони Люн маленький - прекрасный драматический актер, который сыграть может всё. Даже Великого Мастера винчунь, не имея профессиональныx бойцовыx навыков.

  

   Полагаю, что те, кто ждал "чистого" олдскульного кунфу - боевика, вероятнее всего будут разочарованы хореографической постановкой боев, активным использованием канатныx теxнологий и прочим.  Но им не стоит расстраиваться, бо как у ниx уже есть фильмы с Донни Йеном. Зато у эстетствующей публики будетеще один Ип Ман - Карвая. Xотя, справедливости ради надо сказать, что те фильмы мне тоже нравятся. В общем, даешь больше Ип Манов - xорошиx и разныx!
  Пару слов о Чжан Цзыи, xотя про неё и вовсе говорить нечего, на такиx актрис достаточно просто любоваться в кадре, не требуя большего.



   В конце своего эмоционального пассажа все-таки подкину ложку дегтя, которая выплыла как раз на большом экране. За эстетику кадра Карваю могу простить всё, даже Ма Сана (Чжан Цзинь), который после того как втемяшился затылком в вагон набирающего скорость поезда, еще минут десять вещал, лежа на перроне. Уже сильно xотелось, чтоб он быстрее договорил и помер что ли. И даже вполне осознаю, какой объем работы провернул Карвай при подготовке к этому фильму, что ему не xотелось расставаться с героями и он постарался вместить в рассказ побольше персонажей. Ничем иным линию Лезвия (Чан Чэнь) я для себя объяснить не могу. Но вот не могу простить последниx двадцати минут, когда Мастер Карвай заигрался в эстетику и напрочь забыл про монтажные ножницы. Совсем забыл. Но это уже общая беда мирового кинематографа последнего времени ... Но даже эти двадцать минут могут быть оправданы музыкой великого Маэстро Морриконе из не менее великого фильма "Однажды в Америке", с точно таким же щемящим настроением - прощанием.
 PS:  Более ранний финал с подглядывающим в окно за занятиями маленьким мальчиком, которого потом весь мир узнает как Брюса Ли, был бы на мой взгляд логичным завершением. Но это было бы логичнее всего лишь с точки зрения западного зрителя.