вторник, 5 июня 2018 г.

Sikandar-е-Azam [1965]

  Прошло почти четверть века после выхода снискавшего огромную любовь зрителя и признание критиков фильма Сикандар, прежде чем и на экранах индийских кинотеатров появился еще один фильм о противостоянии Александра и Пора.
  Не сильно отличаясь основной сюжетной линий от фильма Сохраба Моди, Кедар Капур, а точнее сценарист Камар Джалалабади ("Тадж Махал: Любовь не умрет никогда") расширяет границы истории и начинает повествование с македонского периода жизни Александра Филипповича. Пока юный Александр забавляется в воинских игрищах и амурничает с красавицей Синтией, царь - батюшка гибнет от предательской руки премьер-министра, возжелавшего самому узурпировать трон. Аристократия возмущена, Александр тем паче. Призвав предателя к ответу, Александр его побеждает и под радостное ликование македонцев восходит на трон. Может и было бы всё прекрасно, женился бы на Синтии, нарожал кучу детишек и жил бы в мире, нехотя отбиваясь от надоедливых соседей. Но случилось маме Олимпиаде увидеть пророческий сон о завоевании Александром мира. Олимпиада предупредительно поимела серьезный разговор с Синтией, чтобы та не смела удерживать Александра от его высокого предназначения и продолжила капать на мозги самому Александру. Для пущей убедительности к делу был подключен и Аристотель. В общем, Александр прочувствовал глубину и серьезность возложенной на него богами миссии и пошел воевать мир.



  Дара Сингх - именитый профессиональный рестлер и между делом актер, горячо любимый  индийской публикой, снимавшийся в основном в фильмах класса Б. Да что там, он был реальной звездой в 50-60е годы! Непритязательная публика ломилась на малобюджетные фильмы с его участием, чтобы полюбоваться на прекрасную физическую форму актера и то, как он лихо расправляется с врагами. О драматической игре в случае с Дарой Сингхом речи не идет, да её никто и не ждал. Красавица Мумтаз, начинавшая свою карьеру в фильмах Б-класса, но сумевшая позже достичь болливудской вершины, составила немало экранных пар с Дарой Сингхом. Кому как не им играть влюбленных Александра и Синтию. Вина ("Хумаюн") тоже чудо как хороша в роли жесткой Олимпиады.
  Не противясь Олимпиаде, но не желая расставаться с любимым, Синтия переодевается солдатом и отправляется на войну вместе с македонской армией. Ой, уж кому рядиться в мальчика, только не Мумтаз с её сильно выраженной феминностью. Но всё равно милота, это же приключенческий фильм, а не историческая эпопея.


  Наложением на фоне крупного плана ликующего лица Александра проходят битва за битвой и закадровый голос сообщает, что он уже подошел к берегам Инда. Инд спокойно перейден по соглашательству с таксильским раджей Амбхи и теперь надо решать вопрос с дальнейшим продвижением, бо как раджа Пор не столь сговорчив. В ставке генштаба - Александр в золотом и Селевк в бирюзовом.


 Амбхи-радж - Дживан! А кто еще в то время кроме него сыграет подлеца, предателя и вообще "отвратительную рожу".
 

  Притхвираджу Капуру случилось в этом историческом эпизоде побывать по обе стороны баррикад. В 1941 году он был захватчиком Александром, а теперь вот - патриот и заступник земель индийских раджа Пор. Не менее патриотичные сыновья Пора - Самар и Амар. Соответственно, Премнатх и Прем Чопра. Прем Чопра такой молоденький и пока еще не перешел на "сторону зла", укоренившись на вершине Болливуда в ролях всяческих негодяев.
 

  Жаль, что в соответствии с исторической хроникой, младший сын Пора погибает довольно быстро, на такого решительного и по-юношески стремительного Према Чопру я бы еще посмотрела.
   Александр Македонский  - гений маскировки. В накладной бороде прибывает в качестве посланника ко двору Пора и требует немедленной капитуляции. Проницательный правитель разоблачает хитрость Александра, но, несмотря на возмущение и желание всех присутствующих разобраться одним махом с захватчиком, отпускает того с миром. Ибо убивать безоружного недостойно для кшатрия.



  Ну, а далее Александр, пренебрегая назиданием Аристотеля, очаровывается Рухсаной (неподражаемая Хелен), которая и спасет ему жизнь, заручившись предварительно клятвой Пора. Собственно, сама битва при Гидаспе. Пленение Пора, тот-самый-диалог, благородство Александра, уставшая воевать греко-македонская армия и разворот назад, в Персию.
  Все поют и танцуют.
 ПС. Индийские Александры еще будут, пусть и в качестве эпизодических персонажей.