понедельник, 20 февраля 2017 г.

Гроза / Aandhi (1975)


   История завязана на случайной встрече расставшейся почти 10 лет назад пары, когда жена Аарти Дэви, ныне ведущий политик, во время избирательной кампании останавливается по неведению в отеле, управляемом её мужем. 
   Некогда скромный молодой управляющий отеля JK оказывает галантную услугу дочери известного влиятельного бизнесмена и политика. Взаимоотношения пары получают довольно быстрое развитие с последующим заключением брака, вопреки пожеланиям отца Аарти продвигать свою дочь в политику. Отец не скрывает своих амбициозных планов (не для того тебя в Оксфорде пять лет учили, чтобы ты погрязла в кастрюлях), но его тоже в первую очередь волнует не самореализация дочери, а то, что полученную ею власть можно будет использовать в личных целях для укрепления своего бизнеса. JK же считает политику и все с нею связанное - грязным дело и мечтает о тихой, спокойной жизни рядового гражданина. В конце концов Аарти приходится делать выбор. Спустя годы, умудренная жизненным опытом Аарти, реально оценивает, что именно потеряла за годы во власти. И снова оказывается в точке выбора - политическая карьера или супружеская жизнь.
  Мой личный интерес к фильму обусловлен исключительно тем, что Best Actor на 23rd Filmfare Awards получил Санджив Кумар. Санджив Кумар очень хороший универсальный актер, но без лишней пристрастности заявляю, увы, эта награда не его. Фильм по выходу вызвал огромный ажиотаж из-за явного прототипа Индиры Ганди, сыгранной Сучитрой Сен, несмотря на многократные заявления режиссера, что это образ собирательный и не имеет никакого отношения к действующему премьер-министру. Ну да, только слепой не заметит "случайных совпадений" в экранном образе. Надо знать и понимать внутриполитическую обстановку в Индии к началу 1975 года, чтобы осознать насколько крепкими оказались яйца у Гульзара, решившего снять этот фильм. Фильм через месяц проката снимут с экранов, заставят внести некоторые корректировки, но все равно он пролежит на полках еще два года до того, как по истечению периода чрезвычайного положения (1975-77), введенного правительством Индиры Ганди, к власти придут её политические оппоненты.На мой взгляд современного зрителя, привыкшего уже к "срыванию покровов" с махинаций на выборах, нет ничего ужасающего, но - это Индия, и это 75-й год. Мало кто тогда в мире вообще заявлял о бесчестной борьбе и манипуляциях электоратом. К тому же в фильме была сцена опьянения главной героини, которую реальная оппозиция использовала в своих целях - Идите и смотрите на настоящую Индиру! Хотя фильм вовсе не о том. Он о том, чем приходится поступаться и что терять женщине, идущей во власть. Фильм трогательный и романтичный, но совершенно не выдающийся.
   Сучитра Сен, безусловная звезда бенгальского кино того времени, идеально подошла на роль главной героини. Есть что-то загадочное и неуловимое в её мягкой улыбке, что заставляет зрителя забывать обо всем остальном происходящем на экране. Знаете как говорят, когда хотят особо высоко оценить актерскую игру - он эту роль может сыграть одними глазами. Так вот, Сучитра Сен может любую роль сыграть одной лишь улыбкой. Пожалуй, никто больше из актрис индийского кино с ней не сравнится в этом, кроме Мадхури Дикшит.
  К слову, изначально роль предлагалась Виджаянтимале. В одном из более поздних интервью актриса горько сожалела о своем отказе, но с её слов, она буквально похолодела до кончиков пальцев, когда услышала, что ей придется сыграть "кого-то похожего" на Индиру, насколько она была очарована и восхищена личностью прототипа. Испугалась ответственности.



 А вот что действительно выдающегося в этом фильме, так это музыка. Я не знаю других песен, где дуэт Латы Мангешкар и Кишора Кумара звучал бы так же пронзительно.



  Теперь о главном. Почему же все таки этот год и эта номинация мне была интересна.
Дело в том, что на 23rd Filmfare Awards абсолютным победителем стал фильм Яша Чопры Стена / Deewaar, 7 из 9 основных номинаций. Даже если после Стены Яш Чопра перестал бы снимать вовсе, он все равно остался бы в топе величайших режиссеров индустрии. Сценарий и актерские работы - чистое золото. Там нет ничего впустую, ни слова, ни внешнего вида, ни единого нюанса, ни одной проходной сцены. Игра Баччана настолько ошеломительна, что можно смело назвать непревзойденной вершиной его драматического мастерства. Повторенная три года спустя в Тришуль того же Яша Чопры, но не превзойденная. И тем удивительнее, что одна из не выигранных номинаций фильма - это Best Actor.
   Как-то в своем блоге Амитджи делился воспоминаниями о той самой церемонии награждения. Это уникальный случай, когда награду победителю вручал один из проигравших номинантов. И вот, когда Санджива Кумара уже вызвали на сцену как победителя, объявили, что награду будет вручать Амитабх Баччан. Зал взорвался шквалом аплодисментов, пока актер шел к сцене, отдавая тем самым ему дань за "неоцененную" роль.

  ПС. Посмотрела весь список номинантов 23rd Filmfare Awards по категориям, что ни строчка  - легенда. Вот это конкуренция была в том году! Кому Оскар, а я, пожалуй, займусь пересмотром всех фильмов, заявленных в тех номинациях.
  ППС. Самое забавное, что Месть и Закон / Sholay выиграл в том году всего лишь одну номинацию - за лучший монтаж. Но время лучший судья и критик, всё расставило по своим местам.