среда, 1 февраля 2017 г.

Кинтрала. La Quintrala

   Каталина де лос Риос  и Лиспергер (1604‒1665) по прозвищу Кинтрала, широко известная в современном Чили личность, которую современники обвиняли в колдовстве, связи с дьяволом, убийстве множества своих любовников и собственного отца, истязании и убийстве принадлежащих ей рабов и во многом другом. О как! Оставим на совести современников справедливость этих многочисленных обвинений. В то время любая женщина, осмелившаяся бросить вызов доминирующему миру мужчин, пытавшаяся взаимодействовать с ними на равных, сразу подвергалась единогласному осуждению и обвинениям во всех тяжких. А тут еще и рыжеволосая зеленоглазая красавица, в которой причудливо смешалась немецкая, испанская и индейская кровь. Про темперамент в данном случае говорить и вовсе излишне. Полуграмотная (в то время женщинам было запрещено получение любого рода знаний, только церкви, исповеди и ежедневные мессы) и с бурным характером Каталина, член самой богатой семьи в стране, землевладелица огромного количества поместий и тысяч рабов, являясь одной из неприкасаемых, становилась свободной от соблюдения социальных норм. Существует множество легенд о чуть ли не сорока загубленных ею лично душах (некоторые в своих оценках счет ведут на сотни), но косвенно находит подтверждение только один случай об убийстве любовника, которого она заказала своему рабу и позже его за это казнили. Каталине так же приписывается в 18-летнем возрасте отравление родного отца, который якобы планировал за буйство характера упрятать доченьку в монастырь. Активное использование ритуальной черной магии по обыкновению связано с именем и личностью бабки Каталины, которая была внучкой индейского вождя, унаследовавшей знания племенного шаманизма. К слову, в устроенном по соглашению браке Каталина была если не счастлива, то достаточно успешна. Она не любила мужа, но всячески выказывала ему уважение и почтение, единственный их сын умер в юном возрасте.

   Но, как говорится, дыма без огня не бывает. В 1660 году против было возбуждено уголовное дело  по обвинению в 40 убийствах, Кинтралу арестовали и поместили в тюрьму Сантьяго. Однако, снова благодаря богатству и влиянию их не смогли подтвердить в суде и на время проведения длительного следствия Кинтрала была отпущена домой. А возраст был уже вполне солидный по тем временам, 56 лет. Через пять лет Каталина, так и не дождавшись приговора своим деяниям, скончалась. По рассказам очевидцев (опять же, насколько они достоверны?) перед смертью Каталина раскаялась в своих преступлениях и вернулась к христианской вере. По завещанию оставила почти все средства католической церкви, завещала 20000 служб за свой упокой и за замученных ею рабов индейцев. Статуя Христа, принадлежавшая Кинтрале, чудесным образом уцелела во время землетрясения и по преданием обладает чудотворными свойствами. Ну, предания для тех, кто верит. Но эта деревянная скульптура является и по сей день объектом культового поклонения во время ежегодной процессии Кристо де Майо, отмечаемой ежегодно 13 мая, в день памяти сокрушительного землетрясения в Сантьяго 1647 года.
   О Каталине написано множество статей, более десятка романов, снят полнометражный художественный фильм, три телесериала и опера "Кинтрала" датского композитора Ларса Граугорда (2004).
  И если у современников существует ревизионистский подход в оценке личности Кинтралы, то он скорее количественный, а не качественный. Полностью обелять Каталину, выставляя жертвой обстоятельств и оговоров, никто не собирается, впрочем, и излишне демонизировать, как это было раньше, тоже смысла нет.


La Quintrala (1955)
Аргентина, фильм
В ролях: Ана Мария Линч, Антонио Вилар

  Впервые на экране Кинтра появилась в фильме аргентинских кинематогорафистов с лицом прекрасной Аны Марии Линч. Фильм не рассматривает причины становления характера героини, он сразу начинает повествование с момента отравления отца, когда девица уже развлекалась, подглядывая за наказаниями поместных рабов. Дальше ‒ больше, без отца совершенно распоясалась, от надоедливого поклонника избавилась. Отдельное сюжетное развитие получила тема знакомства Кинтралы с фра Педро. Испытывая симпатии к монаху, Кинтрала становится на путь духовного очищения и роста, но, увы, обстоятельства разоблачения убийства любовника вынуждают её цинично лжесвидетельствовать против преданного раба, отправляя того тем самым на виселицу. Этот поступок вызывает горькое осуждение со стороны фра Педро. И тут, как наказание за свершившееся злодеяние, начинается разрушительное землетрясение, похоронившее под своими обломками и святого монаха, и надежды Кинтралы на раскаяние ...

_________________________________________________________________________________

La Quintrala (1986)
Чили, мини‒сериал
В ролях: Ракель Аргандона, Малу Гатика

    Обрамленные как воспоминания дряхлой и стоящей на пороге смерти Кинтралы, 10 эпизодов мини‒сериала тематически посвящены разным периодам жизни героини, акцентируясь на отдельных событиях  и людях ближнего окружения. Будь то бабушка Кинтралы, умнейшая донья Ауэда Флорес, умело ведущая хозяйство и просчитывающая на несколько ходов каждое свое действие. Отличная роль актрисы‒ветерана Малу Гатики. Будь то радости семейного альянса Кинтралы с внимательным и благородным доном Алонсо Кампофрио де Карвахалем, чье происхождение восходит к графскому роду Урхель правящего дома Барселоны. Естественно, линия католического священника тоже присутствует  в полной мере. Фра Хуан дела Фуэнте всю жизнь проходит бок о бок с Кинтралой; не вдаваясь в нудное морализаторство, личным примером и открытым сердцем пытается спасти заблудшую душу. И именно он оказывается единственным, кто находится с Кинтралой в её последнюю минуту жизни.
  Интриги, интриги ... как самой Кинтралы по завоеванию сердца возлюбленного юности, так и против неё. Преданный слуга‒индеец Лоренцо. Черная магия. И необыкновенные костюмы, среди которых особняком стоит выделить бижутерию крупных форм.
  Добротная сюжетная структура сериала, хорошо проработанный исторический фон и сбалансированный материал на основе документов и народных легенд, отличные актерские работы. Правда. с технической точки зрения выглядит уже старомодным, недостаточно динамичным.


_________________________________________________________________________________

La Quintrala y el poder de los Jesuítas (2010)
Чили, докудрама

  Само собой, в исторически‒познавательном цикле, снятом к 200‒летию независимости Чили не обошлось и без упоминания такой известной личности как Кинтрала. Кадры исторической реконструкции служат иллюстрацией рассказу ведущих о события, предшествовавших возвышению её семьи, создавшим уникальный социальный статус. Несколько типичных перечисленных сплетен, взаимоотношения с церковью. И отдельная подробная история про скульптуру Кристо‒де‒Майо. По легенде терновый венец во время землетрясения упал с чела Спасителя на шею и пара попыток вернуть его на место сопровождалась подземными толчками. Решили оставить как есть.


_________________________________________________________________________________

La Doña (2011 - 12)
Чили, теленовелла
В ролях: Клаудия Ди Джироламо, Хуан Фалькон, Фелипе Понце

  Ослабление культурного и морального ценза привносит в рассказ об исторической личности огромную долю фантазии на заданную тему. А то как же всё это дело растянуть на 92 эпизода. А чтобы сосем не было скучно, то приправить надо изрядным количеством обнаженки, постельных сцен и гей‒тематики, куда же без неё. Цепь происходящих с героиней событий в сериале преподносится как следствие полученного при рождении проклятия, из-за которого она всю будет стремиться, но так и не сможет быть рядом с любимым. Безумное количество персонажей: родственники, друзья, прислуги, рабы, шаманки. И всё это в причудливом сочетании, кто с кем против кого дружит, кто с кем против кого спит. С постельной темой там вообще все просто. Поругался с мужем, пошел и назло ему переспал с кем‒нибудь, отомстил. Вполне естественно вписан в заданную канву повествования и образ святого отца, терзающегося от люби к Кинтрале и борющегося со своими чувствами укрощением плоти самобичеванием и веригами.
  Кинтрала. Её любят и страстно желают в сериале практически все мужчины, находящиеся в орбите её внимания. Что у меня, как зрителя, создает визуальный диссонанс. Понимаю, Клаудия ди Джироламо ‒ отличная актриса, любимица чилийцев, но видеть на экране 56‒летнюю даму в роли 30‒летнего персонажа ...увы... я так и не смогла проникнуться. Хотя, с точки зрения показа характера всё прекрасно. Любовная линия с мужчиной всей жизни ‒ Кристобалем ‒ угнетающа, как раз с визуальной точки зрения, когда сильно возрастные актеры вынуждены по сюжету совершать поступки, свойственные лишь безбашенной молодости. Законный супруг героини, за которого она вышла замуж назло, и вовсе превратился в юнца, визуально годящегося ей скорее в сыновья.
   В общем, типичная теленовелла.  Хоть и увлекательна всеми этими мексиканскими чилийскими страстями, но высохшая донья в роли вамп на фоне большого количества полнокровных юниц ‒ то еще зрелище.






Ах да, забыла написать в самом начале про прозвище Кинтрала ‒ La Quintrala. Нет единого мнения относительно его происхождения. Одни говорят, что это по названию ярких красных цветов одноименного дерева, что напоминают цветом её волосы. А другие считают, что она порола своих рабов розгами этого дерева. В общем, дерево одноименное есть. И имя героини есть. А как оно к ней прилипло ‒ не суть уж важно.