40-е годы британского правления в колониальной Индии. Субедар в сопровождении отряда вооруженных солдат объезжает подотчетные ему районы для сбора причитающихся налогов. В небольшом городке, где ему сейчас предстоит работа, он сталкивается с Сонабай, привлекшей его внимание красотой и уверенностью в речах. В отсутствии мужа Сонабай, субедар начинает настойчивое преследование молодой женщины. Очередная попытка увлечь красавицу силой приводит к публичной пощечине с её стороны. Преследуемая солдатами субедара, Сонубай находит прибежище на территории частного предприятия по производству молотого жгучего перца. Пожилой охранник Абу Мия закрывает мощные ворота и отказывается впустить солдат. Возмущению дважды униженного (отказом и пощечиной) субедара нет предела. Для него теперь поимка Сонабай становится делом "чести". Получив отпор от охранника при первой попытке проникнуть на фабрику, он требует от жителей деревни добровольной выдачи Сонабай. В противном случае репрессии коснутся всех жителей.
Перепуганный староста и большинство односельчан решают выставить условие субедару: они будут действовать с ним заодно, если ни он, ни его солдаты не тронут больше ни одну женщину деревни. Субедар возмущен этим актом неповиновения и отказывается соглашаться на любые условия. Сельчане и староста теперь оказываются перед выбором, следует ли передать Сонабай субедару, или позволить ему получить и её и разгромить деревню, подставив так же под удар жен, дочерей, сестер. Лишь только деревенский учитель, последователь Ганди, открыто заявляет о недопустимости соглашательства с субедаром, но его глас разума захлебывается в трусливой толпе. Да старик-охранник с ружьем о двух патронах. Вот и вся защита, на которую может рассчитывать Сонабай.
Сонабай, героиня Смиты Патиль, красива, умна, с выраженным чувством собственного достоинства. Морально она гораздо выше многих деревенских мужчин и уж точно на голову выше своего супружника, которому буквально снесло голову от появившейся возможности перебраться в город, совершенно не беспокоясь о том, что Сонабай остается одна. В одном из дальнейших диалогов субедрар на увещевания старосты, мол, женщина замужняя, цинично ответил, что если муж вернется ... хотя, кто возвращается из города? И ведь он прав. Такой муж как у Сонабай уж точно не вернется. Значит, честь и доброе имя ей придется защищать только самой.
К столетию индийского кино в апреле 2013 года, Forbes включил Смиту Патиль за исполнение роли в Mirch Masala в список 25 величайших актерских работ индийского кино.
К актерам уровня Насируддина Шаха даже как-то неловко применять всяческие восхвалительные эпитеты. Он с самого начала карьеры заявил о себе как о серьезном драматическом актере, что и подтверждает на протяжении вот уже 45 лет непрерывной работы. Его субедар высокомерен, чванлив, похотлив, упрям и жесток. Абсолютно уверен в безнаказанности своих действий, как должностного лица, чем и шантажирует деревенских жителей.
Фильм удивляет количеством затронутых социальных проблем. Он острый. Острый как перец, запахом и цветом которого пропитан сюжет. Красный перец везде. Он огненной рекой стекается к фабрике. По нему, как по раскаленным углям, бежит героиня в надежде спасения.
Красный перец, как цвет крови, которая вот-вот прольется при штурме ворот, где, кроме спасшейся Сонабай, работницы - односельчанки тоже оказались заложниками сложившейся ситуации.
Цвет красного перца и в одежде. Им всё полыхает, и разум, и чувства осажденных. От сочувственного понимания до крайней ненависти и обвинении в провоцирующем поведении, навлекшем беду на всех.
Разве можно поверить, что эта молоденькая девчушка (Суприя Патхак) и зловещая Дханкор Баа, матриарх клана Санера из "Рам и Лила" - одно лицо. Хотя, судя по финальной сцене, да, она может быть решительной и жестокой. История её героини весьма тонко вплетена в общий сюжет и проблему бесправности женщин и социального неравенства.
Сюжетная линия жены старосты (Дипти Навал) на мой субъективный взгляд вполне равнозначна линии Сонабай. Её образ - это образ протестного движения. Её супруг, деревенский староста, вроде и неплохой человек, но классический домостроевец и должен поддерживать репутацию "настоящего мужика". Сарасвати не желает мириться с ролью жены на привязи, пока муж проводит ночи у "статусной" любовницы. Она совершает невиданное - отводит дочь в школу. Ненадолго, пока разъяренный отец не вернет её снова под присмотр матери. Где это видано, чтобы девочки учились! Она устраивает акцию "громыхающих кастрюль" в осуждение мужей, принявших позорное решение о выдаче Сонабай субедару.
За любое проявление неповиновения следует наказание, но Сарасвати уже не испугать. Она - символ пробуждения. Нового времени, где женщина не желает довольствоваться исключительно ролью беспрекословного приложения к супругу.
За роль старосты Суреш Оберой был отмечен двумя наградами "за роль второго плана": национальной (на хинди) и аналогичной бенгальской.
Сколько ни пересматриваю этот фильм, так и не могу ответить себе на один вопрос. Как собиралась Смита Патиль использовать серп в финальной сцене, для себя или для субедара?
Но за несколько секунд до титров события приняли совсем иной оборот и мой вопрос вот уже сколько лет висит в воздухе ...
Комментариев нет:
Отправить комментарий