суббота, 13 января 2018 г.

Неблагодарный / Namak Haraam [1973]



   Скорее всего руки до этого фильма так бы и не дошли никогда, если бы не одно но. Сами индийцы любят его презентовать подобным образом: 
This is the movie, in which Amitabh is said to have taken over the superstar mantle from Rajesh Khanna. This movie signalled the end of the Khanna era and the beginning of the long Bachchan era. The movie personified the angry young man image of Bachchan.
  Грех же не посмотреть на закат-восход, тем более если восход любимого актера. История, разыгранная Амитом и Раджешем, повторяет историю короля Генриха II и его слуги, единственного доверенного лица, Томаса Бекета. Для подчинения себе могучего противника -  католической церкви - Генрих добивается избрания Бекета архиепископом Кентерберийским. Но происходит то, чего Генрих никак не мог ожидать. Бекет, прежде ведший разнузданный образ жизни, вдруг превращается в жесткого политика, целью которого становятся не интересы своего патрона - короля, а укрепление авторитета церкви. Бывшие друзья превращаются в злейших врагов...
   И как бы ни отпирался Хришикеш Муккерджи, что никакого Шекспира он не подразумевал, его фильм - это "Бекет", причем отлично индианизированный. Герой Амита Баччана - Вики - сын владельца заводов (без газет и параходов), герой Раджеша Кханны - Сону - его друг из среднего класса, который, к слову, совершенно не гнушается жить на деньги Вики всей семьей, с матерью и сестрой, друзья же! В роли католической церкви - профсоюз работников завода, принадлежащего семье Вики. 
   Фильм явно выраженной социальной направленности, про классовое неравенство эксплуататоров и эксплуатируемых. Кстати, и снят был в неспокойные времена, когда Бомбей реально лихорадило от забастовок рабочих текстильной промышленности. Потому тут много разговоров про социализм, борьбы за права рабочих и вообще кончается все сильно невесело. Хотя, именно эти диалоги и являются лучшей частью фильма. И отлично прописанные и сыгранные характеры, поскольку это самое главное для психологической драмы, тем более такой, где нет ни одного целиком положительного главного героя. 
  Амитабх в роли "сердитого молодого человека" (на сей раз без драк и оружия) красив как бог. Взрывной, импульсивный, по-детски обидчивый, но при том почтительный сын и брат, и беспредельно верный друг. Раджеш в одной из лучших своих ролей проходит путь нравственного развития от беспечного раздолбая вначале, упивающегося придуманной им интригой в середине до почти трагического героя в конце фильма. Ом Шивпури в роли бесстрастной акулы капитализма особенно прекрасен в моменты обучения сына Вики основам прибыльного бизнеса. Британцы ушли, но их принцип "разделяй и властвуй" врос корнями в местную почву. Приятно удивил молодой Раза Мурад ролью несчастного поэта-алкоголика, декламирующего свои стихи великолепным глубоким баритоном. Жаль, что дальнейшая его карьера свелась к ролям второстепенных злодеев. Рекха молоденькая, пухленькая и бойкая, по большей части фоновая и совсем еще гадкий утенок. Сими Гаревал просто хорошая актриса и красивая женщина.
  Namak Haraam - отличный пример для тех, кто уверен, что в коммерческом Болливуде 70-х снимали исключительно одну развлекательную масалу.