пятница, 12 января 2018 г.

Преданный слуга / Namak Halaal [1982]


   Масала - это такой уникальный жанр в индийском кино, в котором с удивительной легкостью смешиваются в одном фильме боевик, криминал, комедия, романтика, драма и мелодрама в разных пропорциях. Характерной чертой масалы является и множество музыкальных номеров, что составляют предмет особых колкостей со стороны отечественных диванных критиков, не очень-то разбирающихся в теме, но всегда готовых "кинуть камень", проецируя особенности жанра масала на все многообразие индийского кинематографа. Из всех киносмесей масалы для меня самой безбашенной является та, где основным ингредиентом заявлена комедия. И надо быть самому не менее безбашенным, чтобы пытаться писать на всё это действо аналитическую рецензию). Посему, краткое содержание в картинках.

  Фильм от законодателя масала-жанра Пракаша Мехры начинается традиционно с трагедии. Один богатый бизнесмен постоянно подвергается покушениям на убийство со стороны неизвестных конкурентов. У него есть преданный слуга-друг-телохранитель в одном лице, готовый всегда подставить грудь под пулю вместо хозяина. В один из дней бизнесмен передает тайно права на управление компанией жене телохранителя (Вахида Рехман), полностью доверяя той, что в случае "если что", она сможет воспитать хозяйского сына. В общем, по закону жанра, тут же хозяин со слугой погибают, и это уже не секрет - от руки завистливого сводного брата. В начавшейся панике с пожаром Вахида успевает спасти хозяйского сына с указанием отправить его в Лондон, а своего сына отравляет в деревню к свекру. Но для всех окружающих она однозначно становится ужасной заговорщицей, которая убила своего хозяина из-за денег. Такого же мнения придерживается и родной свёкр, считающий невестку повинной в гибели его сына. Он изгоняет её из дома, взяв на себя обязанности по воспитанию внука.
  Через 20 лет внук вырастает в Амитабха Баччана, который безумно любит своего деда. Герой Амитабха - славный парень, один из самых образованных на деревне, но по-деревенски прост и эксцентричен. Этакий Иванушка-дурачок, где дурачок не столько оценка умственных способностей, а манера поведения в совершенно непривычных условиях мегаполиса. Да-да, скрепя сердце, дед вынужден отправить великовозрастного внука в город, чтобы дать тому возможность самому строить свою жизнь.


  В компании бывшего односельчанина, а ныне городского фотографа, герой Амита попадает на вечеринку в отеле, где предполагается представить его нужным людям, которые смогут помочь с работой. Начавшаяся с недоразумения вечеринка для деревенского простака оборачивается фурором! А заодно и знакомством с Дамой Сердца, чей прекрасный образ тут же запечатляется на мохнатой груди героя.


   После вечеринки Амит устраивается в отель коридорным. И довольно скоро ему предстоит стать для вернувшегося из Лондона сына хозяйки тем же доверенным лицом, каковым был и его отец при прежнем владельце. Заодно и обрести не только любовь всей жизни, но и родную мать, между делом перекрошив в винегрет кучу негодяев. А так как этот фильм комедия, то все действо происходит весело и задорно. Биг Би, ко всем своим прочим достоинствам, еще и  чертовски классный комедийный актер!
  Конкурсы мокрых маечек не только для девочек, некоторые дяденьки в них тоже чудо как хороши.


   Пара влюбленных героев, красный пиджак, зонтик и дождь - что еще нужно для создания маленького музыкального шедевра! Это было то время, когда чувственность и  сексуальное искрение на экране еще не было синонимично пошлости. И я никогда прежде не видела столько близких тактильных контактов Биг Би с партнершей. Перед Смитой Патиль сложно устоять). Искренне жаль, что одна из лучших драматических актрис своего времени ушла так рано.


  Парвин Баби в роли работающей на злодеев обольстительницы по обыкновению прекрасна, но как-то непривычно деревянна. Весь фильм, точнее вторую половину, она только в это время в сюжете появляется, огромный спектр эмоций на её лице исчисляется количеством аж в полторы штуки. Причины весьма печальны. Этот фильм, вместе с вышедшим в тот же год Khud Daar, стал одним из последних в карьере Парвин Баби, находящейся в то время уже на грани разрушения личности. Уход из Болливуда лишь ускорил стремительно развивающуюся шизофрению.


Музыкальный номер в кабаре - квинтэссенция дискогламура начала 80-х!


  Но настоящая звезда этого выступления, конечно же, Биг Би на заднем плане. Да, у него и раньше были комедийные моменты в ролях, но фильме - вершина его комедийного искусства. Звезда, не боящаяся выглядеть смешно и нелепо.


   Шаши Капур, безусловно, профессионал высшей пробы и если взялся за роль, то исполнит её согласно режиссерской задумке. Но как же очевидна его усталость от образа плейбоя, заложником которого он является уже долгие годы.


  Ранджит и его папенька - коварные злодеи, мечтающие о том, как заграбастать отельную империю, созданную некогда отцом Шаши, развитую его приемной матерью (по совместительству родной матерью Биг Би) и ныне принадлежащую самому Шаши. Только сам Шаши пока не знает, что именно он является единственным и полноправным владельцем компании. От того и происходит куча недоразумений, вплоть до обвинения матери в том, что все убийства и покушения - её рук дело.
  Понимаю, роль управляющего отеля несет в себе определенные ограничения дресс-кода, но так не честно. Какая же масала без ультрамодного Ранджита! Спасибо, хоть одному из бандитов дали покрасоваться в розовой рубашке с рюшами и бабочкой.


  У коварных злодеев всегда имеется отряд наемных убийц, готовых по первому приказу хозяина дезактивировать конкурента. Правда, этим ребятам не сильно повезло; они же не знали, что у их жертвы есть преданный слуга, который несмотря на кажущуюся деревенскую простоватость, очень внимателен и сообразителен. Бандиты - гении маскировки. Белый пиджак, черные перчатки и капроновый чулок - чудесная экипировка для выездного задания. Одному парню, видать, не хватило прозрачного чулка, пришлось воспользоваться хлопчатобумажным. Не удивительно, что герой Шаши Капура совершенно не пострадал от его метких выстрелов)


А Биг Би и вовсе предусмотрительно обзавелся серебряным доспехом.


  От всего этого радостного безобразия на экране ближе к финалу у меня стало двоиться в глазах.


  Вот что за манера приходить этаким спасителем, чтобы через минуту подставиться и оказаться в руках злодеев, за три часа  наконец-то приблизившихся к осуществлению своей мечты.


 В конце всё обязательно должно быть хорошо. Если что-то плохо — значит, это ещё не конец!

_________________________________________________________________________________

 Традиционно пару слов о римейке.

 Velaikkaaran [1987]. В отличие от большинства хитов, перснимаемых по горячим следам другими киноиндустриями, к этому тамилы обратились только спустя пять лет. Трудно сказать почему такая задержка. Может у сценаристов закончились оригинальные идеи для создания образа супергероя Раджни и они решили пойти по пути меньшего сопротивления, но отступив от привычного покадрового калькирования оригинала и адаптировав героя Биг Би под Раджниканта, максимально возможно изменив его характер на героя боевика. От этого фильм сразу сдулся. Из него исчез искрометный юмор, куча забавных гэгов, остались несколько шутливых эпизодов, которые с переиначенным характером героя совершенно не вязались.
   Это всё, что нужно знать о супергерое Раджниканте! Трах-бах-бдыщ, уноси готовенького!


 Спасибо, хоть не покусились на пересъемку песни под дождем! Бо как представить сексуально-романтичного Раджниканта - это никакой фантазии не хватит. Посему, свежевлюбившаяся парочка задорно скачет по заснеженным горам.


   Одно отмечу. Из всех сцен с женским полом, у Раджниканта неплохо выходят сцены с  обретенными после 20-25 лет разлуки матерями. В них ему как-то особенно удается трепетная искренность. А дальше снова трах-бах-бдыщ!