Вааа! Какой подарочек от производителей индийского телемыла. Осериалив за последнее десятилетие всех своих значимых мифологических и исторических персонажей, а некоторых даже неоднократно, впервые вступают на неокученное поле - знаменитая историческая битва на Гидаспе, последнее из крупных сражений Александра Македонского против индийского царя Пуру (Пурурава, нам более привычней по-гречески - Пор). Хотя, это я не совсем справедливо сделала акцент на Александре, бо как индийцы снимают в первую очередь сериал-масалу про своего Пора. Кому как не им! В западной кинематографии об Александре до его индийского похода редко руки доходят, только Оливер Стоун довел дело до логического конца. А вот у индийцев по понятным причинам большим интересом пользуется Александр в контексте истории своего субконтинента. Но по тем же самым понятным причинам никто его прославлять не собирается, как ни крути, а все ж таки завоеватель-колонизатор. Чаще всего Александра обязательно вплетают в сюжетную канву о Чандрагупте, основателе династии Маурьев, о котором свидетельствуют и греческие историки. А чуть ранее этих событий и произошла битва при Гидаспе, которая в греческих источниках представлена победой военного гения Александра и примером его рыцарского благородства к побежденному индийскому царю.
Арриан по этому поводу пишет:
Арриан по этому поводу пишет:
Александр первый обратился к нему, предложив сказать, чего он для себя хочет. Пор ответил: "Чтобы ты обращался со мной, Александр, по-царски". Александру понравился этот ответ: "Я это сделаю, Пор, ради меня самого. А ты попроси ради себя того, что тебе мило". Пор ответил, что в его просьбе заключено всё. Александру эти слова понравились ещё больше; он вручил Пору власть над его индами и прибавил к его прежним владениям ещё другие, которые были больше исконных.
У индийцев на этот счет свое мнение, и свидетельства Арриана, Плутарха, Квинта Курция и пр., писанные к тому же четыре столетия спустя означенных событий, считают более пропагандистскими нежели достоверными. Надо сказать, что этому тоже приводится довольно логическое обоснование. Если взять, к примеру, контакт Александра с царем Такшашилы (Таксилы) Амбхи, который по западной историографии сам пригласил Александра и предложил солидные сокровища за помощь в покорении соседей, а Александр в ответ вернул ему дары и одарил еще большим богатством якобы не желая быть превзойденным хоть в чем-то, даже в щедрости. Индийцы же этот факт рассматривают иначе: Александр покупает таким образом союзника, заодно обеспечивая защиту от вторжений на свои персидские территории. Да и с Пором не все так просто. Победил, из благородства всё вернул, и последующие покоренные более мелкие княжества Пору дарил. Аттракцион невиданной щедрости. Ладно, к более серьезному анализу матчасти вернусь по ходу сюжета, если в сериале вообще хоть сколь-нибудь будут придерживаться исторических сведений.
Надо отметить, что еще в докиношную эру битва Александра с Пором находила отражение в картинах, гравюрах западных художников, гугл с радостью поделится их многообразием. Но я безумно влюблена в наш родненький лубок 1-й половины 18-го в., впервые попавшийся мне еще во время выхода Стоуновского Александра. Да вот повода все не было им поделиться.
Прелесть какая это "Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царём индийским."
Итак, "Пор" - костюмный сериал по мотивам реально существовавших исторических личностей. Намеренно избегаю определения "исторический сериал", бо как на мой взгляд эпоха реальных исторических сериалов закончилась в 80-90-х годах прошлого столетия, где художественный вымысел был слишком незначительным на фоне серьезной проработки исторического материала, со скрупулезными исследованиями в области декораций, реквизита и костюмов. Потому такие сериалы как "Чанакья", "Великая Маратха", "Меч Типу Султана" были и по сей день остаются событиями. Современное сериальное производство подчинено другим правилам - больше драмы, больше интриг по стописятому кругу, больше красивых лиц и тел, больше картонных злодеев, но меньше логики и обоснуя. Но - красиво! этого не отнять. Шоу чистой воды.
Почему в отношении "Пора" я пока питаю определенные надежды по прошествии первых 30 серий? Во-первых, у руля всё тот же Сиддхартх Кумар Тивари из Свастик Пикчерз (Swastik Pictures), что снимал новую Махабхарату (2013) , Разию Султан (2015) и Сына Солнца, Карну (2016). Не могу сказать, что я в восторге от этих шоу, там тоже достаточно пустой жвачки, но они однозначно на уровень выше аналогичной костюмной продукции "королевы телемыла" Экты Капур. К тому же уже определен размер сериала - 263 эпизода, а это означает, что сценарий имеет уже четкое распределение по периодам (во всяком случае, мне так хочется думать), а не так как часто тянут-потянут до невразумительных рейтингов, а потом резко сворачивают, и в пару-другую серий перед закрытием шоу впихивают все значимые события исторической личности, а то и вовсе озвучивают перед финальными тирами. Далее, любопытство, каким будет очередной индийский взгляд на Александра. В - третьих, а может это и в главных - в роли персидского царя Дария Пранит Бхат, этот фееричный дядюшка Шакуни из новой Махабхараты.
Не люблю тратить время на поиски информации по бюджету и прочим техническим параметрам, но то, что это шоу снимается с невиданным доселе для телеформата размахом, видно невооруженным глазом. Отстроены декорации, даже меня впечатляющие своими масштабами, с тщательной прорисовкой соответствующих архитектурных деталей, с завышенными потолками дворцов, дающими особое ощущение свободного пространства. Нравится индивидуальное цветовое решение. Паурава Раштра (царство пауравов) со всеми дворцами, домами, рынками, костюмами знати отличается многочисленными оттенками голубого и индиго. Такшашила - преимущественно в оттенках розового песчаника и терракоты. Македонские интерьеры в элегантных тонах белого и сливочного.
Однако, к сюжету. Две независимые линии - Пора и Александра - пока идущие автономно, но должные к финалу обязательно сойтись в одной точке на реке Гидасп. Про детство Пора неизвестно ничего, потому тут сценаристам можно курить всё что угодно)).
Два соседних индийских государства Паурава Раштра и Такшашила находятся в давнем соперничестве на импорто-экспортных рынках. Это соперничество усиливается личной неприязнью правителей и желанием отмщения за взаимонаносимые оскорбления и обиды. Анусуя, сестра царя Такшашилы Амбхи, мечтает о единстве индийских государств, и, надеется, что её политический брак с царем Пауравов Бамни поможет укреплению дружбы и усилению земель Бхарата перед угрозой внешнего вторжения. Тут надо отдать должное сценаристам, за первые 10 серий сюжет так резко менялся, что не успеваешь менять лагерь "за кого болеем". Все хороши.
В конце концов, отвергнутая, а потом заново принятая женой Анусуя попадает в очередную ловушку, рожает сына и тут же его теряет в бурных водах Гидаспа (инд. Джелам, от имени реки-свидетельницы множества событий и ведется основной рассказ). Ребенок спасен пауравским генералом и вынужден бежать от преследования со своей женой и своим новорожденным сыном. Судьба их сводит с лихими пиратами, с которыми и предстоит "закалять сталь" наследнику царя Бамни, будущему правителя Пуру. Царю объявили, что царица и сын погибли, но Анусуя выжила тоже и, подвинувшись рассудком, ныне бродяжничает.
Главный злодейский злодей Пауравов - аматья (главминистр) Шивдатт, с уязвленным самолюбием от того, что трон достался в обход его старшинства младшему брату Бамни. Это такой классический злодей индийского кино с выпученными глазами и звериным оскалом. Персонаж крайне раздражающий своим переигрыванием, поэтому обойдется без картинки.
Другое дело -
Распри между Пауравами и Такшашилой только на руку Дарию, стремящемуся использовать на полную катушку выгодные моменты, чтобы рассорить царства до состояния войны и необходимости обратиться к внешним союзникам. Тут Дарий предлагает щедрое обещание привести персидскую армию, воспользовавшись своими связями и финансами. Сыграв в начальных сериях свою роль, царство Такшашила уходит в сюжетную тень.
А в это время в далекой-далекой Македонии ... Оппа! Карта мира в опочивальне Олимпиады, где в центре мира Македония, а золотым цветком наверху вожделенный Бхарат. Увы, греческая географическая наука того времени не подозревала о существовании Китая, потому и Александр Филиппович мечтал, что после Индии всё - Король Мира.
Гордая и независимая Олимпиада супружника своего ни в грош не ставит, брак считает оскорбительным и после того, как Филипп силою овладел ею (ах-ах, как символично зачать ребенка под картой мира), царица бежит в храм и яростно вымаливает сына от самого Зевса. Любимый миф о божественном происхождении, с удовольствием пользованный в течении жизни самим Александром. Эпизод эмоционально очень мощный, в момент когда любимые Олимпиадой змеики, сползающие в неисчислимом количестве по колонам храма, оплетали её тело, увы, визуально убит убогой компьютерной графикой. Да, графика для уровня индийских сериалов очень продвинутая, но качество всё еще далеко от того, чтобы сказать - да чо, нормально.
Олимпиада, ни на йоту не сомневающаяся, что носит Александра Зевсовича, с удовольствием прибегает ко всяким жертвоприношениям ради укрепления силы и духа будущего покорителя мира. На Филиппа традиционно смотрит с презрением. Волею сценаристов разрешилась бременем в одно время с Анасуей, совершенно игнорируя тот факт, что на момент битвы Пор был значительно старше Александра, в этой битве погибли два взрослых сына Пора. Но для шоу так даже интересней, вроде, как само небо распорядилось и отметило их избранность.
Слава-слава, не стали нудить с детскими годами, отведя под них одну серию, в которой показали основные условия формирования характеров будущих противников.
Пуру, не знающий о своем истинном происхождении, вырос в своем пиратском таборе ловким, сильным, храбрым, справедливым и блаблабла. В общем, прирожденный лидер. С друзьями отправился в Паурава Раштру, где тут же сделался кровным врагом ювраджа Канишка. Где бы знать, что они по отцу единокровные братья! Само собой, в столице он так же встречает бродяжничащую в беспамятстве Анусую, которую берет под опеку, не подозревая, что это его родная мать. Люблю Индию, в ней так легко найти родственников!
А в это время в Македонии ... Александр тоже вырос. Златокудрым красавцем. Плоды воспитания матерью дали свои всходы. Александру не нужно быть лидером, он - Победитель. И этим всё сказано. Какой же Александр без Гефестиона! Шарман. Читают Илиаду, мечтают о славе Ахилла и Патрокла. Введение во дворец Арридея, сына Филиппа от фессалийской танцовщицы, грозит соперничеством между наследниками к вящей радости самого царя. Олимпиада традиционно смотрит на Филиппа как на говно.
Пока Александр и Пуру росли, в Персии на троне воцарился Дарий III. Он все так же желает обладать Индией, сравнивая свою одержимость Индией с первой любовью, которую нельзя ни забыть, ни утолить.
Хе-хе, Дарий, пока вожделенно смотришь на восток, упускаешь, что на Западе уже взошла Звезда. Звезда твоего падения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий