вторник, 2 января 2018 г.

Три брата / Khud Daar [1982]



   Новый год обязательно должен начинаться с прекрасного. А что может быть прекрасней старой доброй масалы? Только масала, где в основе сюжета лежит история разлученных братьев ☺!
  На попечении Санджива Кумара (лень вспоминать имена героев, пусть будут по именам актеров, тем более, что они совершенно не нуждаются в особом представлении) остались двое малолетних сводных братцев, в которых он души не чает. Но свежеиспеченная жена Санджива невзлюбила юных родственников и, воспользовавшись отъездом супруга, изгоняет его братьев из дому. Далее классика жанра - я начал жизнь в трущобах городских - и снова герой Амитабха на правах старшего бросает свою жизнь на алтарь воспитания и образования младшего брата. В то время как вернувшийся и отчаявшийся Санджив пытается найти братьев, им улыбается удача в лице А.К. Хангала, в доме которого они находят не просто кров, но и братскую любовь его детей. И тут все выросли. Биг Би пашет с утра до ночи таксистом на своей малышке Басанти (так полюбовно он называет свою машину), которая имеет уникальную способность - отказывается заводиться, если в салоне находится пассажир с контрабандной продукцией. В один из дней он весьма конфузно познакомился с прекрасной бутлегершей Парвин Баби, ловко маскирующей контрабанду под беременность. Ох, ну до чего же красива была Парвин в годы своей популярности. Пожалуй, их пара с Биг Би моя самая любимая (вроде 8 совместных работ, если не ошибаюсь), они идеально гармонируют и внешне и внутренним огнем. 
Младший брат, выросший в Винода Мехру, учится в университете, влюблен в дочь владельца успешной транспортной компании, мечтает о красивой беспечной жизни. Естественно, всё это за счет старшего братца, необразованностью и низким положением которого страшно тяготится. В общем, Винод Мехра - ему покажешь медный грош и делай с ним, что хошь - готовый клиент-пешка для всяких негодяев типа Према Чопры. Череда обманов, предательств, перевоспитаний, искупительной любви, гибели подлецов и, к сожалению, невинных хороших людей, и вауля! - Амитабх на скамье подсудимых. В мантии судьи - его старший брат Санджив Кумар.
  Но это же кино эпохи 70-80-х! Потому и финала как в песне "Плакал седой прокурор" не будет. А будут искупительные слезы, объятия и счастье у тюремных ворот. Жаль только, погибшие хорошие люди не оживут к финалу. Масала Зиндабад!



    Ну и само собой, какая масала без песен-плясок. А их тут много, и все они хороши. Но Angrezi mein kehte hai ki хитский хит и по сей день. И Биг Би на саксе неизглагольно прекрасен в красном, хоть и пришлось для этого изменить своему фирменному белому пиджаку.



   По уже сложившейся традиции хиты в одной из киноиндустрий быстро переделываются под свою языковую аудиторию со своими региональными звездами. Поэтому не могу пройти мимо тамильского ремейка Padikkadavan (1985), с Раджникантом, с кем же еще!)). Нет, я не против "олль-индия-суперстар", когда он снимается в оригинальных фильмах или специально написанных для него ролях, но все его ремейки, где он играет героя Биг Би, право слово, без слез не взглянешь. Но тамилы любят безгранично своего Раджни, любят настолько, что им совершенно наплевать на несовпадение фактуры актера к сюжетным эпизодам. И я снова, как и в Deewaar, не понимаю, почему в ремейке не изменить этот эпизод, обыграть иначе, так, чтобы Раджни не выглядел анекдотично. Замечательный забавный эпизод начинается в ателье причитаниями закройщика, что впервые у него клиент с такими длинными ногами и руками, продолжается в театре, когда Биг Би никак не может упаковаться в театральном кресле со своими длинными ногами. И это действительно так)). Но коротышка Раджни! (*рукалицо*). Эпизод - пародия, в котором все его манипуляции в кресле выглядят просто хамством и невоспитанностью. 
   

   И во всем остальном Padikkadavan - не адаптированный фильм, а покадровая копия Khud Daar. Без шика, без гламура, без изящества, но с акцентом на супергеройство Раджни. 
    Отдельное спасибо Шиваджи Ганешану, сыгравшему роль старшего брата-адвоката. По факту я уже столько тамильского нафталина пересмотрела, что признаю его безоговорочный статус суперзвезды тамильского кино 50-60-70-х.