среда, 21 сентября 2016 г.

Патриот / Desh Premee (1982)


  Если вдруг в афрогриме вы не идентифицировали никого из актеров, то лучше уж перевернуть страницу и не пытаться понять, что же такого в этой развесистой болливудской масале 70-80-хх годов, что снова и снова притягивает меня к поискам фильмов с любимыми актерами, которые в свое время были обойдены советским кинопрокатом. И ничего с этим не поделаешь, забавные и наивные пресловутые "Зита и Гита" были частью моего культурного развития. С тем и живу, периодически впадая в детство, с умильной улыбкой наблюдая за происходящим на экране. Тем более, что дальше не будет ничего нового: борьба добра со злом, разделенная семья, литры кетчупной крови и драки без единого пятнышка на кипенно-белых брюках.
    Сюжетная линия начинает свое повествование  с августа 1942 года, когда в ответ на призыв Ганди к англичанам оставить Индию, британские колонисты начинают жестоко подавлять протестное движение Quit India. Уважаемый учитель Динанатх (Амитабх Баччан) один из таких активистов - патриотов, кто готов нести свой терновый венец до конца. В буквальном смысле.


   По получению Индией независимости Динанатху оказываются всяческие почести за несгибаемый патриотичный дух. К этому времени он уже обзавелся семьей и безграничным уважением односельчан. Но, как и положено в любой уважающей себя масале, идиллия довольно быстро рушится под несгибаемыми принципами Динанатха. И даже шантаж по поводу жизней похищенных жены и дочери не срабатывает: Динанатх отказывается от сотрудничества с Тхакур Сингхом, торговцем оружием и воротилой теневого бизнеса. Появление в кадре Амджада Кхана уже само по себе спойлер, ничего хорошего от него ждать не приходится.


   В одночасье Динанатх лишается всего: уважения, семьи и дома. Очень меня умиляет эта тема в масале. Эй, ребята, я - свидетель, что ваш Учитель - преступник! И тут же вся деревенская толпа спешит на расправу к тому, чей авторитет еще час назад не вызывал никакого сомнения. В конце концов преступники обставляют дело так, что Динанатх уверен, что жена и дочь утонули, а жене говорят, что учитель и сын погибли в пожаре. Женщина от пережитых волнений и ужасных условий содержания в гнилом сарае заболевает проказой. Да, такое может быть только в масале, что болезнь с инкубационным периодом 3-5 лет у героини принимает ужасающие внешние проявления всего через несколько месяцев. Сбежавшая из плена Бхарти (Шармила Тагор), оставив разъяснительное письмо о своей болезни, подбрасывает свою маленькую дочь на воспитание в семью друзей, а сама намерена расправиться со своим похитителем.
  Злодейский Кадер Кхан прекрасен в своем бешарамстве. Понятия не имею, кто эти девушки и как они оказались на киноплощадке, но выглядят они вполне типично для туристок из Германии.


  Спустя десятилетие судьба снова сводит героев в замысловатой вязи взаимоотношений, где сын патриота Раджу (снова же Амитабх Баччан) становится преступником, работающим на гонителя своего отца, а сын преступника Тхакура Сингха становится полицейским инспектором, всеми силами пытающимся раскрыть дело об изготовлении фальшивых денег, не зная, что его конечная цель - родной отец. Весьма типичный сюжетный ход масалы, в котором мне, к слову, понятно почему у преступника может вырасти сын - полицейский. Теневые воротилы ведут, как правило, респектабельный образ жизни, и стараются всеми силами вывести детей "в люди". Но вот в другом случае обоснуй спит крепким сном. Почему вдруг сын почти святого отца, день за днём наблюдающий и воспринимающий отцовские нормы морали как должное, вдруг поворачивается в теневую сторону. И почему отец слеп к происходящему у него по носом. Ну, это классическая масала, тут логика десятистепенна. Родинки перестали сличать и то славно.
   Романтические линии подкреплены танцовщицей кабаре (Хемой Малини), с которой Раджу вынужден был вступить в брак, скрываясь от погони. Прошло некоторое время прежде, чем пара развила настоящее крепкое чувство. За это время, правда, "молодой" Амитабх несколько раз погибал и воскресал, но тем не менее пришел к пониманию неправедности своего образа жизни.  Романтическая линия между полицейским и воспитанной приемными родителями дочерью Бхарти и Динанатха началась с курьезного недопонимания, основанного на ложной информации, но в конце концов всё устаканилось.


  У Прити (Парвин Баби) самый крутой бэкграунд: больная проказой мать, будущий тесть - криминальный авторитет и родной брат, работающий на этого авторитета.
  Правда, работать на Тхакур - сахиба, что ходить по раскаленным углям. Раз, и ты уже в немилости. Странное пыточное орудие в виде циферблата, где пытуемого раскручивают на манер центрифуги)). Амитабх без белого костюма - не Амитабх!


  Мимимишество. В эпизоде, когда свежеиспеченная (хоть и по вынужденным обстоятельствам) жена Хема преследует пытающегося сбежать от ненужных ему обязательств Амитабха, в поле зрения попадает фрагмент афиши фильма "Анупама" (1966), в котором снимались Дхармендра (супруг Хемы) и Шармила Тагор, играющая в текущем фильме роль прокаженной матери.


  Амит - сын очень комично пародирует одну из своих звездных ролей инспектора Виджая Кханна в "Затянувшейся расплате".


  Благочестивый и добропорядочный Амит - отец в миг острой необходимости способен управляться с оружием не хуже, чем с пером школьного учителя.


  Очередная попытка умереть. По моему, точно такое же выражение лица у Баччана было, когда он умирал в "Месть и Законе" и "Судьба Александра Владыке судьбы". Но тут ему повезло.
  

  Не знаю, сколько посмертных памятников наваяют Амитабху Баччану за все его достижения, но один он уже точно поимел. Ну и пусть, что в кино. 


THE END к слову, вполне себе HAPPY.

   И ко всему этому сюжетному нагромождению про патриотизм, больных, обездоленных, преступные кланы, разобщенность этнических групп (это вообще проходит основной красной нитью) режиссер Манмохан Десаи ввернул еще и проблему насильного рабства. Фух! Только стихийного бедствия не хватало.
  Если не считать таковым выступление Хемы, Амита и примкнувшего к ним Према Чопры в афрогриме. Это надо смотреть обязательно, чтобы оценить масштаб "катастрофы"))).


Эти убийственные 80-е))). Я люблю вас, Манмохан Десаи! До слёз.
И контрольный. Руководитель преступного мира должен быть на острие научно-технического прогресса. Вот, к примеру, сигнал от датчика слежения, хитростью зафиксированного под каблуком туфли Према Чопры, приходит сразу на ... калькулятор ))