Матчасть. При махарадже Ганипатидеве династия Какатья, впервые образовавшая государство не столько по национальному, сколько по языковому принципу (объединив говорящих на телугу), достигла максимального культурно–экономического расцвета и территориальных границ. Столица государства в то время находилась в Оругалли (наст. Варангал). Не получив долгожданного наследника, была проведена древняя церемония Путрика, во время которой официально назначают дочь правителя сыном. Настоящее имя дочери не известно, но в историю она вошла под полученным на церемонии мужским именем – Рудрадева (или Рудрамидева). С 1259–60 г Рудрадева начинает править со своим отцом и в качестве соправителя получает титул Махараджи.
Первые годы совместного правления княжество зализывало раны от катастрофического поражения при вторжении южных соседей, тамильского государства Пандьев. И с запада еще и Ядавы с Хойсалами зубы точили. А потом индуисты удивляются, чего их так легко мусульмане покрошили, при такой–то междоусобице. И хотя махараджа Ганапатидева в конечном итоге повернул волну вторжения и даже вернул потерянные территории (отвоевав их уже у вассалов Пандья), он покидает политику, терзаемый чувством вины и падением своего престижа. С 1263 г. махараджа Рудрамадева является полновластным правителем Какатьи, но официальная коронация прошла только в 1269 г., после смерти отца. Дальнейшие 20 лет правления продолжалась политика, заложенная при махарадже Ганипатидеве. Было закончено строительство семи защитных стен и валов столицы, значительно снижено бремя налогов, внесены изменения в ирригационной системе. Именно при Рудрамадеве для усиления обороноспособности страны впервые стали принимать в армию представителей других каст (не только кшатриев), эту практику продолжат и в империи Виджаянагар, возникшей позже в ходе борьбы индусов Южной Индии с мусульманами Делийского султаната. Всё время правления Рудрадевы, кроме внешней агрессии со стороны соседей, было омрачено постоянной фракционной борьбой при дворе. Несмотря на все видимые успехи правления, многие дворяне и феодалы не могли смириться с правлением женщины и стремились захватить власть в свои руки. Но и у Рудрадевы была серьезная поддержка высшей аристократии – клана Рэдди. В частности, могущественный Гона Ганна Рэдди был непреклонным сторонником её правления. В конце концов, оппозиционеры оттяпали юго–западный кусок страны, перешедший под их правление. Предположительно, Рудрамадева погибла в 1289 г. во время борьбы с мятежником Амбадевом, но некоторые источники указывают, что по крайней мере до 1295 г. она еще была жива.
Рудрамадеви состояла в браке с принцем Вирадхадрой, представителем незначительной ветви династии Чалукья. Это был почти наверняка политический брак, инициированный отцом ради выгодного альянса. Имя Вирадхадры практически не упоминается в источниках, так как он не играл никакой роли в управлении государством. У пары было две дочери. Сын одной из дочерей – Пратапарудрадева II – наследовал трон уже значительно уменьшившегося государства. Правда, меньше чем через четверть века династия Какатья (как и многие другие) прекратит своё существование после захвата мусульманским Делийским Сулатанатом, только это уже совсем другая история.
Так вот, история. Кому, как не телужцам, снимать про свою историю и своих правителей. Я вполне отдаю себе отчёт в том, что такое южно–индийское кино. Оно совершенно в иной культурной и ментальной плоскости, чем хиндоязычный Болливуд, хотя большинство соотечественников ошибочно полагают, что любой фильм с Индийского субконтинента – это Болливуд. Если в двух словах, это всё равно, что во времена Союза, фильмы производимые на национальных киностудиях, называть Мосфильмом. Я не хочу сказать, что южно–индийский кинематограф плох, просто я не являюсь его целевой аудиторией. Попыток приобщиться было много (режиссер Бала несчитово, он давно в моих фаворитах и он снимает некоммерческое кино), даже порвавший индийские кассы блокбастер Бахубали я осилила только на ускоренной промотке. Ну, может с этим фильмом повезёт.
Поехали! (с)
Внезапно с первых кадров какбэ Венеция и Марко Поло, призванный советом знати для помощи в разрешении текущих проблем. Ему дают высокие авансы, так мол и так, ты даже был дружен с сыном Чингисхана. Шта?! *подбираю выпавший глаз*. Хубилай был сыном Толуя Тэмуджиновича, следовательно Чингисхану приходился внуком. Хоть бы википедию почитали! А может это косяки двойного перевода. И снова (это уже не к фильму) это идиотское англизированное произношение Хубилая – Кублай. Рррыы! Марко между делом упоминает о бумаге, изобретенной китайцами, и ударяется в рассказ о Рудрамадеве. Факт исторический, на обратной дороге к родным пенатам его занесло и на восточное побережье Индии, омываемое водами Бенгальского залива. И о Рудрадеви в записях отмечал, как о крайне эффективной правительнице. Ну, он много чего писал, зачастую даже противоречивого)). Ладно, слишком много внимания незначительному рамочному эпизоду в пару минут.
Переносимся в царство Какатья, где махарани мучается родами, а народ страждет в мольбах появления наследника престола. Ибо только преемственность трона в какой–то мере охладит пыл жадных до чужого добра соседних правителей. Вполне ожидаемо, что внутри семьи тоже есть желающие занять трон. Это братья действующего правителя.
Поэтому мудрым министром и махараджей принимается решение объявить новорожденную девочку сыном и стараться держать эту тайну как можно дольше. То есть вот так решили, что мы не скажем Рудрадеву, что он – девочка, и отправляют в закрытый лесной лагерь для воспитания принца настоящим мастером боевых искусств. До той поры, пока принцу не исполнилось 14 лет – время официального признания наследным принцем. Боец, храбрец и всё такое. Хорошо, в то время и дяденьки носили цацки–пецки похлеще женщин, так что можно считать, что это просто принц симпатичный.
На официальной церемонии представления двору происходит первое знакомство принца с Вирадхарой Чалукья и Гоной Ганна Рэдди, с которыми, как понимаем, и будет связана дальнейшая сюжетная история.
Побег в первый же день в самоволку за пределы дворца и знакомство с наскальным изображением апсары приводит принца к шокирующему пониманию своей истинной идентичности.
Под давлением обстоятельств махараджа и министр открывают Рудрадеве причины такой гендерной подтасовки. И, будучи уже от рождения истинным политиком и патриотом своей родины, принц (или принцесса, тьфу) принимает решение оставить тайное тайным ради стабильности и укрепления власти.
Прошло еще 10 лет. Зловредные родственнички подначивают махараджу почто тот принца прячет, столько лет народу не показывает, а сами меж тем не перестают строить коварных планов по захвату трона. Ничоси, 25 лет прошло, а они всё на месте топчутся).
Это не принц Персии, это наконец–то выросший принц Рудрадева внезапно появляется в самый напряженный момент, откликнувшись на брошенный ему вызов.
Ррррыыы! Рудрадева ассоциирует себя с плюшевым львом и усмиряет бешеного слона, которого "добрые родственники" еще и дурью какой-то накормили для пущей агрессивности. Вот такая ... хм ... графика от южноиндийских кинематографистов будет на протяжении всего фильма. А что, родному зрителю нравится, и они не заламывают руки "туфта, вот в Голливуде...". Они и свой хиндоязычный Болливуд не очень жалуют, где уж там пробиться на рынок фабрике звёзд. Голосуют кровной рупией за своих звёзд и процветание своей телугоязычной киноиндустрии.
С комбинированными съемками тоже не всё гладко, "канатные технологии" зачастую смотрятся неуклюжими, когда артист вместо плавных движений в воздухе выписывает нечто раскорячистое.
Зато, что касается настоящих архитектурных локаций и павильонных декораций, тут всё прекрасно. Равно и костюмы, и тем паче украшения.
_________________________________________________________________________________
Музыкальная пауза. Все поют и пляшут, восхваляя принца Рудру, только что победившего слона. В общем – о, славный принц и храбрый воин, слава тебе вовеки веков! (с)
_________________________________________________________________________________
После радостного одобрямс со стороны народа принц Рудравева приступает к своим обязанностям соправителя отца–махараджи и сразу сталкивается с кознями также выросшего правителя соседнего государства Ядавов. У них там клановая месть сын за отца, отец за деда. В общем, этому ядавцу почему–то обязательно надо уничтожить Рудрадева. И начал он с того, что построил дамбы на реках, тем самым полностью обезводив земли Какатья.
Про мужских персонажей пока ничего не скажу, но как мне нравится Анушка Шетти (пока нравится) в роли принца. Ни в одном слове, ни в одном жесте нет ощущения "эй, чуваки, ну что вы не видите, что это девка ряженая!". Она реально классно играет именно принца. Надо сказать, что хоть я совершенно не в теме региональных индийских киноиндустрий, но имена их звёзд тем не менее встречаются. Да, Анушка Шетти сильно на слуху, но я её видела отрывочно только в том самом Бахубали, который после 15 минут просмотра проматывала на фастфорварде.
В дополнение к слабой компьютерной графике периодически появляются мини–мультики текущих событий. В данный момент идет строительство оборонительных стен. Наверное, мультик всяко–разно дешевле и проще, чем строить декорации.
Война войной, а любовь – по расписанию. Готовится обручение какого–то таксибекнязя с какой–то красавицей княжной. Жених офоршмачился во время соревновательного тура, и тут появляется Черный принц Аджуба (ой, нет, такое кино было в моей молодости)). Ну, просто кто–то прискакивает и круто всех уделывает.
О, да! Он высокомерен, самоуверен, даже может и красив для кого–то. Это выросший Гона Ганна Рэдди, который несмотря на свое аристократическое происхождение имеет славу разбойника с большой дороги. Но он правильный разбойник, этакий Робин Гуд. Поэтому простой народ за него в огонь и в воду. Аллу Арджун тоже местная звезда, но "сукно не моей мануфактуры".
У этих товарищей лица – спойлеры. Это принцевы дядьки – злодейцы, которые всё плетут и плетут интриги и мечтают о троне. Блин, такими темпами пока дойдут до цели, уже о погребальном костре мечтать начинать нужно.
А принцу меж тем до чертиков надоела сбруя и грудь в обмотках. Хочется на девчачьи посиделки сходить, порезвиться. Хотя бы инкогнито. Красота в чистом виде. Это я сейчас не про Анушку, а про украшения.
Снова музыкальная пауза, поют и пляшут. Принцесса, переодетая в принцессу, приходит на дворцовый женский фестиваль, где производит фурор. Красота в чистом виде. Не люблю (за редким исключением) всякие музыкальные номера и часто их проматываю, или просто выхожу по своим делам, как во время рекламы. Но тут очень красивый номер.
________________________________________________________________________________
Принц Вирадхара Чалукья (который исторически был бесполезным мужем Рудрадевы, что даже не удостоился о себе документальных упоминаний) впал в хандру и тоскует после случайной встречи с прекрасной незнакомкой. Догадайтесь, кто была та незнакомка)
А вредные родственники, подозревая какую–то тайну, подначивают, что мол пора принцу жениться. 25 лет уже. В общем, да, по тем временам непростительная роскошь свободного парения, когда династия должна обеспечивать себя правопреемниками.
Ой–ой, кто–то добегался инкогнито тайными коридорами! Шпионы не дремлют. Дяденька так искренне изумлен, что закусил кулак зубами, чтобы себя не выдать вскриком. Хочется дать Оскара за отыгрыш этой сцены))
Внезапно Рудрадева женится.
Не менее внезапно – Троянский слон. Отгадайте, чьими стараниями). И тут началась очередная пытка компьютерной графикой. Да еще и такой долгий эпизод, что я уж было решила покончить с этим фильмом.
Сколько раз я выше уже сказала, что Анушка исполнением роли принца Рудрадевы просто тащит на себе весь фильм?). Повторю еще раз. Потому и продолжаю смотреть.
Дворец кишит шпионами, иногда даже двойными, работающими и на внутреннюю оппозицию и на внешнего врага династии Какатья. Оригинальный способ передачи информации: на вышивке сари совмещать нужные линии в нужном порядке. А что, при таких витиеватых письменах ничего и не заподозришь. రుద్రమదేవి – так на телугу выглядит написание имени Рудрамадеви.
_________________________________________________________________________________
Снова поем и пляшем. Про любовь. Заодно влюбленному Вирадхаре навешиваем лапши на уши о необходимости помощи принцу Рудрадеве.
________________________________________________________________________________
Наверное, закончу просто картинками, бо как у сценаристов немного отказали тормоза и они решили нагнать драмы, хотя понимаем, что из исторических рамок все равно не выскочить и к моменту коронации героини все сюжетные линии приведут в должное соответствие.
Влюбленный Чалукья выполнил данное свой любимой обещание и создал армию для Рудрадевы. Лежит такой на берегу в нетерпении, где же свет очей его, ведь уже конец января. Конец января! Ссска! При таком пейзаже и дресскоде. Я, конечно, всё прекрасно понимаю про климатические пояса и части света, но нельзя же так демонстративно издеваться над людьми, у которых winter is coming!
Снова пляшут. Тут совсем красивый музыкальный номер, и цветовая гамма, и углы съемок. Какая прекрасная визуальная параллель танцующей Анушки с изображением на столбе танцующей апсары. Дело происходит в настоящем Храме Тысячи Колонн, построенном в столичном Оругалли во времена правления династии Какатья.
Народ, почитавший и боготворивший своего принца за все его благодеяния, отказывается от правителя – женщины. Такие прекрасные драгоценности и отделка платья.
Это энергичный танец. Рудрадеви готовится к войне. Вернее, к спасению своего народа, который от неё же и отвернулся. "Словно Богиня Кали вселилась в неё".
Оригинальное построение боевого войска змейкой). Первый и единственный раз уместного и визуально терпимого качества компьютерной графики.
Но вот в чем преимущество и тактическая хитрость такого построения так и осталось для меня тайной за семью печатями. А ведь они так и двигались змеиными изгибами до места сражения. Кручу, верчу, обмануть хочу.
Пока не встретился соперник с более оригинальным построением в виде орла.
В конце почти всем собакам пришла собачья смерть. В этом эпизоде графика перепрыгнула выше своей головы. Через пару секунд меч не только изменился в размерах, но и поменял направление удара. Ну вот как это можно смотреть серьезно. Я стараюсь не ржать, а просто умиляться, как умиляются малым детям.
Ах да, я давно уже не говорила, как хороша Анушка Шетти в роли принца Рудрадевы, но в "разоблаченном" образе воительницы она еще ярче. Хотя играть тут уже практически нечего. Только выдавать пафосные речи про "женщина тоже человек" и "возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке". Но, как показала история, её призыв к соседям так и остался неуслышанным.
А вот и главный рассказчик – Марко Поло.
Венецианцы (или генуэзцы, они по ходу сами запутались по ходу фильма) так и сказали: не важно где и кем изобретена бумага (получи, фашист китаец, гранату), главное – какая история на ней записана. И вообще, надо брать пример с Рудрамадеви. Все немногочисленные т.н. венецианские эпизоды смотреть европейцу еще смешнее, чем графику. Так что можете и не тратить своего времени, а я все равно уже посмотрела.
Комментариев нет:
Отправить комментарий