понедельник, 5 сентября 2016 г.

Император / Asoka (2001)


   В очередной раз удивляюсь "трудностям перевода" названия фильма с оригинального языка на русский. Да ну его, этого Ашоку, вот Император - это звучит гордо! Даже если речь идет о молодых годах Ашоки, когда он не то, что императором, и принцем-то наследным не был, бо как папенька, император Биндусара, откровенно симпатизировал другому сыну - Сушиме. А, учитывая тот факт, что мать Ашоки было крайне низкого происхождения, то шансы его на трон были и вовсе где-то в районе нулевой отметки. Но у истории были свои планы на этот счёт.
   В самоизгнания из Магадхи, принц Ашока заинтригован словами старика, который говорит ему, что даже императоры обычные люди, и что именного его судьба превосходит корону и трон. Для расширения границ своей империи, Ашока устроил одну из самых кровавых войн в истории с соседним независимым государством Калинга, в результате чего Калинга была полностью опустошена и разорена. Результаты сей победы, в которой погибли сотни бысяч мирного населения, произвли в сознаниии Ашоки столь радикальный переворот, что он отказался от пути войны и посвятил свою жизнь распространению света буддизма по всему миру.
   Режиссёр Сантош Сиван выбрал историческую тему, но добавил свою изюминку и легким росчерком пера придумал сказочную романтичную историю. "Ашока" не изображает жизнь и времена императора в целом, а лишь фрагмент, в котором красной нитью проходит любовь Ашоки к принцессе Курваки. И хоть фильм по большому счету костюмная драма, тут нет величественных дворцов и королей, королевы и принцы не украшены роскошными массивными ювелирными изделиями. Взгляд, язык, костюмы, музыка, хореография? Во всём этом чувствуется слишком много современнного.

   К сожалению, "Ашока" блестяще сверкает лишь эпизодами, но не всем полотном. С точки зрения визуальной кинематографии Сантош Сиван великолепен, но от сценария, соавтором которого он является, хотелось бы большей однородности. Кроме того, слишком очевидны и чужеродны структуре фильма т.н "коммерческие ингредиенты" на потребу массовому зрителю. Песня Раджлакшми, к примеру, вовсе не нужна и оегко может быть вырезана. То же относится к мини-эпизодам Джони Левера сотоварищи, которые выглядят просто врезками бесполезных анекдотов. Даже демонстрация Кариной её анатомии не является существенным. Это выглядит полностью вынужденным и совершенно не вяжется с имиджем принцессы.
   На уровне сюжета фильм оставляет некоторые вопросы без ответа. Например, что побуждает Ашоку сорваться в убийственный (в буквальном смысле слова) загул. Даже если убийство его матери стало причиной мести и устранения сводных братьев, то, что сподвигло его убивать невинных гражданских лиц не отражено вовсе. Точно так же и заключительные сцены придают фильму неполный вид. Каковы будут в будущем отношения Ашоки с двумя, уже существующими на этот момент, женщинами в его жизни - Дэви и Курваки? Финальное закадровое повествование озвучивает, что Ашока не только построил большую империю, но распространил буддизм по всей империи и миру.
  Шахрукх Кхан играет с огромным энтузиазмом, но история его героя - это история любви вместо эпического рассказа о войне и мире в жизни Ашоки. Карина Капур в роли  принцессы Курваки - смесь витиевато татуированной кокетки и злющего воина. В последней ипостаси она была особенно хороша. Что касается танцев, то элегантность прыгающего бревна, увы, её не красит. В отличие от  прекрасных зеленых капуровских глаз, которые Сантош активно использует в крупных планах. И правильно делает.

 
 

  

ПС. Неожиданно. Дэнни Денгзонпа с возрастом все больше и больше утрачивает свои выразительные монголоидные черты.