воскресенье, 25 сентября 2016 г.

Dibaratrir Kabya (1969)


   Если открыть любую стандартную биографию Мадхаби Мукерджи, то там обязательно встретится фраза про то, что мол де после Сатьяджита Рая и Ритвика Гхатака у актрисы уже не было столь ярких ролей, которые могли бы посоперничать с этими. Хо! Интересное кино, а кто вообще смог бы соперничать с Сатьяджитом Раем, кроме него самого (не считая трех последних фильмов, не дотягивающих до высокой планки, заданной самим Мастером). И, кстати, вот еще одна любимая тиражируемая "тема", что Мадхаби как актрису открыл Мастер Рай. Безусловно, он придал этому бриллианту такой блеск, создал такую огранку, что и по сей день её роль Чарулаты считается эталонной. Но актрисой она уже была и до него, снявшись в первой взрослой роли у Мринала Сена. И та же Субарнарекха Ритвика Гхатака, в которой Мадхаби уже поражает глубиной игры, снималась в 1961 году, но вышла на экраны только в 1965. И вот в этот период актриса снялась, действительно, в лучших своих фильмах у Рая. И будет совершенно неправильным считать недостойной последующую её фильмографию, бо как с гениями равняться не просто тяжело, а невозможно.
    И уж тем более не стоит списывать со счетов роли, за которые актриса была награждена самыми престижными наградами. Роль Суприи в экранизации романа бенгальского классика Маника Бандопадхая "Dibaratrir Kabya" ("Поэзия дней и ночей") был оценена не только BFJA Awards (награда Ассоциации бенгальских киножурналистов), но и высшей индийской Национальной кинопремией (National Film Awards). К слову, Мадхаби Мукерджи была первой (и долгое время оставалась единственной) бенгальской актрисой получившей статуэтку Урваши за лучшее исполнение женской роли.
   Что касается самого фильма Dibaratrir Kabya, то это какой-то фильм-загадка. Казалось бы, отмечена не только главная актриса, и сам фильм оценен второй премией на общенациональном награждении, а на "домашнем" бенгальском и вовсе признан лучшим фильмом года, но найти какую-либо точную информацю по нему оказалось делом весьма сложным. До сих пор так и не выяснила точный год выхода, бо как датируется и 1969-м, и 70-м, и 72-м, что на мой взгляд совсем нелепо, фильм получил награды в 1970-м и 71-м соответственно. Плюс постоянная путаница с датами съемок и выхода на экраны. В общем, не суть важно, но меня почему-то такие мелочи сильно заботят. Но пора перейти от технической стороны киноленты к собственно сюжету.
   Опасаясь непредсказуемого развития ситуации со стороны влюбленной в него пятнадцатилетней Суприи, Хиронго помогает отцу девушки устроить её брак. Через шесть лет Суприя занята ведением домашнего хозяйства, заботится о своем муже, но продолжает любить Хиронго, которому очень надо было снова появиться в её жизни. Теперь он вдовец (жена совершила суицид при невыясненных обстоятельствах), занят самокопанием и философствованием на тему смысла жизни и что есть любовь, попутно продолжая ломать жизни любящих его женщин. Внеся своим появлением заметное смятение в ум и сердце Суприи, поставив её семью на грань развала, Хиронго тем не менее получает от жизни еще один шанс в виде Ананды, дочери бывшего учителя-богослова. Но и тут всё закончилось весьма трагически. Благо, у Суприи хватило мудрости и мужества понять в конце, что "мой дом, семья, жизнь, всё было раpбито вдребезги потому, что я любила тебя. Сегодня я поняла, чего не могла понять долго - вы не имеете никакой ценности, чтобы быть любимым". Амен.
   Кто не умер, остался жить, бо как драма без летальных исходов вовсе и не драма.

   И даже убогость копии пленки не в состоянии изменить того факта, что не только камера Сатьяджита Рая была влюблена в Мадхаби Мукерджи. Она красива в любом своем фильме. Красива до головокружения. Посему пикспам - гимн её красоте.

 

Ох, какой момент! Казалось, что она реально готова задушить грелкой спящего больного мужа.
 

 Не Чарулата, конечно, но весьма достойная и пронзительная роль.

 ПС. И раз уж гимн красоте, то справедливости ради надо отметить и исполнительницу роли отчаянно-страстной, готовой на всё ради сохранения любви, Ананды - Анджану Бхоумик. Просто потрясающее количество женщин, красивых той самой красотой, которая не подвержена изменениям моды, в бенгальских фильмах 60-70-х годов.