четверг, 22 октября 2015 г.

Джодха и Акбар: история великой любви / Jodha Akbar (2013 ‒ 15)

Комментариев нет:

  Ой, а что это за чудесный малыш появился на титульной картинке? Конечно же это наследный принц Салим, будущий Падишах империи Великих Моголов Джахангир, вошедший в историю довольно годным правителем; правда, по на начатой им же самим традиции конец его правления был омрачен рядом мятежей сыновей и некогда преданных полководцев, как в свое время поступил и он сам, борясь с отцом, падишахом Акбаром. В последующих поколениях наследники могольского трона эту сомнительной гордости традицию укрепят и разовьют в братоубийственные бойни. Но это всё потом, а пока ... 
  Пока очередной краткий обзор с картинками очередного блока серий (до 400-й). Да, я так и не смогла забросить Jodha Akbar и так до сих пор не поняла секрета привлекательности этого сериала. Но ведь есть что-то, кроме потрясающей экранной chemistry между Раджатом Токасом и Паридхи Шармой, что заставляет меня снова и снова к нему возвращаться. Наверное, банальное любопытство: а как мол де они обыграют тот или иной исторически-реальный эпизод. Увы, никакой новизны тут не будет, повторение одной и той же жвачки, по заданному направлению в первой сотни серий.
 Предварительная точка была мною поставлена полгода назад казнью Адхам-хана, молочного брата Акбара. Махаманга наконец-то прилюдно уличена в заговоре против Джалала и отправлена в тюрьму. Известие о смерти о смерти родного сына окончательно сломило некогда всесильную и грозную кормилицу императора, фактически занимавшую пост визиря. В гневе она насылает проклятие на беременную двойней Джодху, что кровь её сына будет оплачена кровью сыновей Джалала. Джалал взбешен, но Джодха продолжает "играть Иисуса" и, простив Махамангу, надеется  в конце концов добиться и искреннего прощения со стороны Акбара.

вторник, 20 октября 2015 г.

Пропавший мастер меча / Guan Yunchang (2011)

Комментариев нет:

  Как бы то ни было, но Романс о Троецарствии Ло Гуаньчжуна просто физически никогда не сможет быть экранизирован в формате художественного фильма; зато он содержит столько историй и персонажей, которые сами по себе являются богатым материалом для воплощения на большом экране. За последние несколько лет это уже не первое обращение "большого метра" к классике. Была рассказана история битвы при Чиби, автономная история Чжао Юня (он же Чжао Цзылун), отдельно покушались на жизнь Цао Цао и вот теперь пришла очередь Гуань Юя. Гуань Юй (он же Гуань Гун, он же Гуань Юньчан, он же гун (князь) Прекрасной бороды, забавный титул из уст императора, но почему́́‒то в экранизациях Троецарствия ни разу не обыгранный) ́́‒ это такой эпический генерал и геройский герой, славящийся не только своими феноменальными военными навыками, но и лояльностью, праведностью, смелостью и храбростью. Но этот фильм вовсе не биография прославленного генерала, со временем "доросшего" до полного обожествления. Да́́‒да, Гуань Юй вот уже добрую тысячу лет вполне себе осязаемый Бог, Бог войны Гуань́́‒ди, со всеми вытекающими атрибутами культа поклонения.

понедельник, 12 октября 2015 г.

Romance of the Forbidden City / Shen gong yuan (1964)

Комментариев нет:

  Ваа, какая всё‒таки прелесть это старое, пропахшее нафталином кино! Минимум реквизита, нарисованные картонные декорации, ни кадра натурных съемок, артисты по‒театральному архаичны, но всё равно прекрасны. Все, абсолютно все персонажа фильма реальные исторические лица (за исключением быть может "мебельных" служанок), но сюжет скроен полностью из устоявшихся легенд и сплетен, связанных с этими персонами. В основе истории ‒ беспрецедентная любовь молодого цинского императора Шуньчжи к наложнице Дун. И хоть Википедия предостерегает не путать дамочек ‒ "Consort Donggo (1639–1660) was a concubine of the Shunzhi Emperor of the Qing Dynasty. She is sometimes confused with Dong Xiaowan (董小宛), a courtesan who lived in the late Ming Dynasty and early Qing Dynasty" ‒ в фильме как раз показан персонаж 2‒в‒1.
  Но по порядку. 
  Дун Сяовань, одна из самых известных  куртизанок Циньхуайхэ в течение последних лет династии Мин, умна, хороша, обладает несомненными литературными талантами, состоит в близких отношениях с молодым ученым, одним из наиболее выдающихся писателей и художников своего времени Мао Бицзянем. Реальной историей им была уготована пусть недолгая, но счастливая совместная жизнь, пока Дун Сяовань не источила чахотка, а кино на то и кино. Вскоре после того, как маньчжуры захватили трон в Пекине, Хун Чэнчжоу, перешедший на сторону маньчжуров китайский высокопоставленный чиновник, появляется в чайном доме Дун в Нанкине. Он пытается убедить девушку поехать в Пекин и очаровать Доргоня, всесильного регента и дядю правящего императора Шуньчжи, акцентируя внимание на том, что именно на Доргоне лежит ответственность за массовую резню ханьского населения в Янчжоу и Цзядине. По замыслу министра Хуна, если Дун Сяовань станет супругой Доргоня, то она может найти возможность убить его в интересах миллионов китайцев по всей стране. Движимая чувством глубокого патриотизма, Дун сразу же соглашается.
  Однако, не все так просто, и по прибытии во дворец, Хун Чэнчжоу первым делом бежит во дворец наушничать Вдовствующей императрице , что мол де Доргонь совсем зарвался и даже собрался взять в наложницы китаянку ‒ хань. Из гнева и зависти Вдовствующая императрица призывает Дун во дворец в качестве обслуги императора. Казалось бы, с чего Вдовствующей Императрице так злиться на регента, ну, кроме того, что ранние цины из аристократии категорически были против какого‒либо сращивания с китайским населением. Вот тут и обыгрывается еще одна устоявшаяся легенда. Историки до сих пор не могут определиться с отношениями между князем‒регентом Доргонем и Вдовствующей императрицей Сяочжуан. Часть из них склонна считать, что та, после смерти своего мужа, императора Абахая, имела близкие интимные отношения с его братом Доргонем. Иначе никак не объясняется то факт, что после смерти последнего император Шуньчжи полишал дядюшку абсолютно всех титулов и приказал выкопать и изрубить в куски тело. Вряд ли только узурпация власти вызвала такую месть, в которой явно прочитываются личные мотивы. Но это всё из области сплетен и слухов, равно как и приписываемое Доргоню биологическое отцовство императора Шуньчжи. Но, снова кино.

суббота, 10 октября 2015 г.

Династия Канси / Kang Xi wang chao (2001)

Комментариев нет:

Original title: 康熙王朝
English title: Kangxi Dynasty
Alternative title: 康熙帝国 / Kang Xi Di Guo
Episodes: 50

   Несмотря на то, что сериал Династия Канси вышел четырьмя годами позже Династии Юнчжэна, хронологически он является приквелом и оба сериала экранизацированы по одноименным историко‒биографическим романам Эръюэ Хэ. Вот чем прельстивы и полюбовны китайцы, что в их истории нет постыдных страниц. Вернее, они есть и их даже очень много, но они не воспринимаются постыдными, да, их стараются ревизионизировать, иначе переосмыслить, но стыдиться, да упасибоже! Это наша (вернее, их) история и она такая как есть. Казалось бы, ненавистные (с точки зрения этнических хань) пришлые маньчжуры, подмявшие под себя весь Китай, а уж период правления Канси и вовсе ознаменован непримиримой разгромной борьбой с этническими китайцами, будь то восстание трех князей ‒ вассалов (война саньфань) или же многолетнее противостояние со сторонниками последней этнически китайской династии Мин, основавшими на Тайване Королевство Дуннин, а все равно в историческом контексте это часть общекитайской истории. Тем более, что от Канси, провозглашенного Императором Тысячелетия, и его ближайших потомков современному Китаю в наследство приросло немало территорий. Правда, более поздние потомки немало "казенных земель разбазарили", особенно в нашу пользу, но это уже другая история.
   Жизненный путь Айсиньгёро Сюанье, он же император Канси, прожившего 68 лет, из которых правил 61 год, богат событиями разной степени важности. И описывать их все даже в контексте пересказа сериала нет никакого смысла, да и ни к чему множить трактаты по основным биографическим вехам, которые уже давно писаны ‒ переписаны, и в виде сухих выжимок из исторических хроник, и в виде романов с разной степенью художественности и наполненностью легендами, не имеющими подтверждения, но прочно вошедших в сознание ширнармасс как факты не подлежащие сомнению.
 Пожалуй, накидаю бессистемно заметок по сериалу без углубления в исторические подробности. Поехали!

пятница, 2 октября 2015 г.

Династия Юнчжэна / Yong Zheng wang chao (1997)

Комментариев нет:


Original title: 雍正王朝
English title: Yongzheng Dynasty
Episodes: 44

  В определенной степени это даже неловко сравнивать сериалы схожей тематики, но разделенные 20-ю годами между съемками. И причина вовсе не в том, как может показаться, что мол "старое устарело". Напротив, сериал Династия Юнчжэна 1997 года относится к той категории, что принято называть классикой. А классика, как известно, не стареет. Сложность в том, что так или иначе историю внутридворцовой борьбы за трон между сыновьями Канси мы уже видели в более современных сериалах а‒ля Дворец и Поразительное на каждом шагу. Дальнейшее правление победителя гонки 4-го принца Иньчжэня, но уже в качестве императора Юнчжэна, опосредовано отображено в сериале Легенда о Чжэнь Хуань. Но есть одно "но", которое вносит существенное различие между старой и новыми экранизациями ‒ отстутствие доминирующей гаремной тематики, где основные внешние и внутренние политические события являются всего лишь фоном для интриг наложниц в борьбе за место под солнцем. Хо, только не надо думать, что в Династии Юнчжэна нет мест интригам. Во дворце как во дворце!
 Сериал примерно охватывает историю Китая с 1705 г. (около 15 лет до вступления Юнчжэна на престол) и до смерти Юнчжэна в 1735 г. О чем же он? О верности и предательстве, братоубийстве, проведении реформ, политической коррупции и централизации власти. Порядка доброй трети сюжета вращается вокруг борьбы среди талантливых и амбициозных сыновей императора Канси за наследование престола своего отца. В общем, всё что уже видено‒перевидено в вышеозначенных сериалах, что повторяться в подробностях нет смысла.
 Следует отметить, что несмотря на ряд незначительных расхождений этот сериал довольно близок к исторической правде. Здесь нет спекуляций по поводу якобы подлога завещания Канси и узурпации власти Юнчжэном, нет спекуляций по поводу причины смерти самого Юнчжэна якобы отравленного одной из наложниц из мести за уничтожение семьи. Эта серия имеет довольно свежий подход к жизни императора Юнчжэна. Он показан авторитарным, но чрезвычайно эффективным и трудолюбивым монархом, заботящимся о процветании страны. С помощью любимого брата, 13-го князя Инсяна, способных генералов, как Нянь Гэн Яо, и его верных министров Тянь Вэнь Цзина и Ли Вэя, Юнчжэну удалось стабилизировать финансовую ситуацию в стране, которая находилась в кризисе при его интронизации. Его правление продолжалось всего 13 лет, и когда он умер, оставив престол своему наследник Хунли (будущий император Цяньлун), в конце серии отмечается, что казна увеличилась более, чем в два раза, что, вероятно, было самым большим достижением Юнчжэна на благо страны. В сериале отражено правление Юнчжэна, как он вел и выигрывал (не всегда) войны, улучшал систему администрирования, наказывал за взяточничество, разработал надежную систему оглашения завещания о наследовании трона, снимал ограничения на занятие китайцами ответственных постов в верхнем эшелоне власти. Естественно, большинство из действий императора вызывали крайнее раздражение маньчжурской аристократии.
  Если судить по сериалу, Юнчжэн должен считаться самым нелюбимым императором, но самым успешным администратором среди трех величайших правителей династии Цин (Канси, Юнчжэн, Цяньлун).

суббота, 26 сентября 2015 г.

Прислуга / Hanyeodeul (2015)

Комментариев нет:

Title: 하녀들 / Hanyeodeul
English title: Maids
Aka: The Housemaids / The Servants

   Такие сериалы  в своем личном драма-рейтинге я отношу к категории "с трудной судьбой". Это когда сериал по разным причинам забрасывается в дальний угол на неопределенное время, а иногда и насовсем. Причины могут быть совершенно разные, необязательно потеря сюжетного интереса. В случае с Прислугой просто случилось внезапное перенасыщение корейской тв-продукцией. Но удобоваримый хронометраж всего в 20 серий оставлял шанс на "досмотр", даже через полгода.
  В общем, по порядку.
Действие происходит в очень ранний Чосон. В стране как бы двоевластие: молодой действующий король Тэджон (Ли Банвон) и король на пенсии - король Тэджо (Ли Сонге, основатель династии). После сложения полномочий, Тэджо  уехал из столицы, осел в городе Хамхын и не желает общаться с сыном - королем ни под каким видом. Причина сего конфликта весьма прозаична - game of thrones. В свое время официальным наследником Ли Сонге был заранее объявлен самый младший из его сыновей - малолетний Ли Бансок, за спиной которого стоял могущественный сановник Чон Доджон. Чон Доджон считал, что в идеальной монархии государева власть должна жестко ограничиваться полномочиями главного министра. Само собой такой расклад вызвал решительное сопротивление со стороны пятого сына основателя, Ли Банвона, сыгравшего ключевую роль в процессе установления нового режима. Ли Банвон выступал за авторитарную монархическую систему, где бюрократические институты прямо подчинялись бы не главному министру, а государю. В конце концов, не без основания считая, что Ли Сонге больше симпатизирует группе Ли Бансока и Чон Доджона, Ли Банвон просто уничтожает своего младшего брата с приближенными. Истребив в ходе братоубийственного путча соперников, честолюбивый Ли Банвон принуждает отца к отречению в пользу второго по старшинству принца, Ли Бангва. Реальная же власть перешла в руки Ли Банвона. Вскоре в процесс включается четвертый принц, Ли Банган: с негласной подачи Ли Сонге и Ли Бангва совершает неудачную попытку уничтожить группу Ли Банвона. Последнему все это надоело и он решает, что пора заявить свои претензии официально. Ли Бангва был принужден отречься от трона, и на престол восходит Ли Банвон, более известный как король Тэджон. А еще в стране действует некая тайная организация Манволь, которая вообще ратует за реставрацию старой монархии Корё. И тут бы королям старому и молодому наладить отношения, сплотиться в борьбе против соперника, ставящего под угрозу само существование новой династии, но нет, никак не получается у них примирение. Старик подозревает сына в нехорошем (хе-хе, после того как тот с братцами расправился, немудрено), а сын шлет к старику своих посланников на переговоры. Ли Сонге же исправно посланникам сносит головы.

понедельник, 21 сентября 2015 г.

Rosy Business (2009)

Комментариев нет:

Title: 巾幗梟雄 
Cantonese/Mandarin title: Gan Gok Hiu Hung / Jin Guo Xiao Xiong

 И вот самые отсталые слои населения в моем лице добрались-таки до самой популярной гонконгской (TVB) тв-драмы 2009 года, которую часто упоминают как эталонную среди костюмных семейных бизнес-драм. Правда, материковые китайские зрители и критики разошлись во мнениях: с одной стороны и нравится, но с другой - вменяли плагиат по материковой драме Da Zhai Men (The Grand Mansion). Тем не менее, Rosy  Business (крайне, крайне неудачное английское название) в текущий период собрала победы в основных номинациях - Best Drama, Best Actress, Best Actor, Best Supporting Actress, My Favourite Male Character and Most Improved Male Artiste. 
  По названию. Все ж таки, аутентичное название наиболее полно отражает смысл драмы  - "сокрытая героиня, безжалостный герой". Именно это и есть основные характеристики главных героев Хонг Бо-кей и Чай Гау. Опять же про имена собственные. Нет более сложной задачи, как попытаться транскрибировать на русский кантонские имена. Потому что у нас и половины таких звуков нет, да и произносятся они зачастую не так явно, как выглядят в русском написании "чх", "кх", "нг" и проч. Поэтому имена здесь написаны "топорно" и более привычно для русского глаза - Хонг Бо-кей вместо Хон Боу-кхэй.
  Но пора к сюжету. Цинский Китай, середина 19-го века. Дом владельца рисового торгового дома "Хин Фун Нинь" - полная чаша. Три жены, трое взрослых сыновей (счастье, счастье-то какое!), да и сам Чунг Киу настолько успешен в бизнесе, что давно уже является выборным главой гильдии местных рисоторговцев. Конечно, даже этих входных данных достаточно для того, чтоб закрутить интригу вокруг наследования семейного бизнеса и проч., но тут откуда ни возьмись "привет из прошлого" - Бо-кей.  
   В конце 1820-х стихийное бедствие уничтожает большинство рисовых полей в окрестностях Наньтуна, ставя большинство крестьян и жителей города на грань выживания. Мэр города принимает решение использовать городские стратегические припасы, предназначенные для снабжения имперской армии, чтобы накормить людей. Естественно, что при благополучных последующих урожаях в течении трех лет запас будет восстановлен, но волею случая именно сейчас прибывает чиновник из Пекина с инспекцией военной провизии. Обнаружив пустые склады, он приговаривает семью Хонга к смертельной казни. Лишь только дочери Бо Инь удается сбежать и, сменив имя на Бо-кей, она устраивается в качестве работницы на кухне в особняке князя Вонга, брата императора.

четверг, 3 сентября 2015 г.

Хуа Мулань / Lady General Hua Mulan (1964)

Комментариев нет:

  И, чтоб уж окончательно закрыть тему Хуа Мулань на экране, картиночек из фильма, про который я раньше написала, что он может вызвать у зрителя только "археологический" интерес. Есть, конечно, и более ранне-археологические киноверсии истории о девушке - генерале, но их практически не сыскать, да и не стоит такой задачи. К этому же фильму легендарной гонконгской студии "Шао Бразерс" питаю трепетные чувства по двум причинам: во ‒ первых, просто люблю жанр оперы ‒хуанмэй, а во ‒ вторых, безумно люблю мимику и вокал Айви Лин По ‒ безусловной звезды, одной из признанных Четырех Королев азиатского кино своего времени.
   В самой адаптации этой истории для зрителя нет ничего нового или неожиданного кроме, пожалуй, аутентичного самой легенде финала.

понедельник, 31 августа 2015 г.

Мулань / Jin Guo Da Jiang Jun (2013)

Комментариев нет:

Title: 巾帼大将军
English title: Mu Lan

 Закон парности случаев в действии: в 2013-м году вышла еще одна телеверсия пересказа легенды о Хуа Мулань, которая присоединяется к армии вместо своего отца. И как ни крути, но сравнений с Легенда о Хуа Мулань / Hua Mu Lan Chuan Qi (2013) не избежать, хотя бы поверхностных. Общее впечатление: Мулань / Jin Guo Da Jiang Jun (2013) смотрится гораздо увлекательнее, за счет меньшего количества серий нет излишней затянутости (но тем не менее без нее все равно не обойтись); романтическая линия придерживается более традиционного толкования - возлюбленный, как и в  Мулань / Hua Mulan (2009) из "своих" принцев, хотя в этом и кроется трагизм ситуации. За счет введения в сюжет дворцовой линии с интригами - скандалами - заговорами за престолонаследие драматургия сериала только выигрывает и не смотрится разрозненной, как две отдельные части "мира" и "войны" в "Легенде о Хуа Мулань". Ну и главный плюс, на мой взгляд, это удачный подбор актрисы. В отличие от кукольноликой красотки Хоу Мэн Яо с мегатонной макияжа в любой (что женской, что мужской) ипостаси, Мулань Эланне Квон визуально выглядит намного органичнее. Нет постоянного раздражения на тему, зачем в мужском обличии усиленно подчеркивать "женскость". Недаром один из персонажей "рассекретил" её инкогнито, приняв за евнуха.

пятница, 28 августа 2015 г.

Знатная красота / Hong Fen Shi Jia (2004)

Комментариев нет:
 

Title: 红粉世家
English Title: A Pink Family

   А вот не надо было вестись на восторженный отзыв, что мол де всё такое органичное, всё такое изящное, ни лишнего слова, ни лишнего жеста, прям редкая жемчужина, а не сериал! Ну да, с этим трудно поспорить, но надо было предупредить, что это еще слезодавилка самого высокого уровня. Даже я, особа "условно сентиментальная", умывалась слезами в буквальном смысле слова. Иезуитской кровожадности сценаристов по отношению к главным героям можно только удивляться. Хотя, сериал имеет литературный первоисточник, может и в романе так все автором и было задумано. Но, черт возьми, нельзя же так со зрителем, право слово!
    Но по порядку. Тридцатые годы прошлого столетия. Нанкин, ставший на десяток лет столицей республиканского Китая, привлекает большое количество народа. Все стремятся сюда, от финансовых воротил до скромных рядовых граждан. А что уж говорить о людях творческих, столицы всегда представляли для них обширное поле для самореализации. В один из дней в Нанкине появляется и Юй Шуйцунь, молодой талантливый (только об этом никто еще не знает) художник, которого, как и многих других, прельщает богатство и слава. И тут же счастливая судьба (или злой рок) сводит его с Ли Таожчи. Случайная стычка, начавшаяся как недоразумение, само собой выливается в глубокие чувства.

среда, 26 августа 2015 г.

Легенда о Хуа Мулань / Hua Mu Lan Chuan Qi (2013)

Комментариев нет:

Title: 花木兰传奇
English title: The Story of Hua Mu Lan / The Legend of Hua Mulan

  А что, собственно, известно об этой девушке - генерале рядовому зрителю, взращенному вне китайского культурно-исторического поля? А что показали в диснеевских мультиках (1998, 2004) и международнопрокатном китайском блокбастере Мулань (2009) с Чжао Вэй, то и известно. Хотя, надо сказать, что и родной китайский зритель, с детства знающий "Балладу о Мулань", вряд ли может похвастать большими знаниями о героине. Потому что она - Мулань - героиня легенд, песен, народных сказаний и всего прочего, чему нет ни малейшего подтверждения / упоминания в официальных хрониках. Поэтому и любой киносказитель современности (может лет через тыщу - другую кино тоже будет восприниматься частью фольклора) рассказывает свою историю о Мулань, придерживаясь "легенды" легенды - вместо старого отца отправилась на войну, 12 лет воевала, вернулась домой с немалыми почестями и только потом раскрыла инкогнито своим друзьям - сослуживцам.  Впрочем, прочитать легенду самим не составит много труда и времени: