Почти 900 лет спустя, во времена династии Мин, У Чэнъэнь на основе записей Сюаньцзана напишет фантастико-сатирический роман "Путешествие на Запад" о путешествии монаха по Шёлковому пути в Индию за буддийскими сутрами. Этот роман - один из четырех классических китайских романов, невероятно популярен у читателя, пережил многочисленные театральные и оперные постановки, а с развитием кинематографа основательно перекочевал на экраны. Главным действующим лицом, однако, является не сам Сюаньцзан, играющий весьма пассивную роль, а его спутник, герой-трикстер - царь обезьян Сунь Укун. Но это уже другая история, история жизни литературных персонажей.
Вернемся к фильму. "Сюаньцзан" - визуально потрясающая, но драматически резко неоднородная версия эпического путешествия. Если говорить о жанре, то это, конечно же, классический роуд-муви, где на пути героя встречается множество людей, желающих помочь или напротив, чинящих препятствия. Опасность со стороны грабителей, голод, холод, еще страшнее - жажда в пустыне, тонкая грань между жизнью и смертью. Но смирение всегда побеждает отчаяние и путь продолжается. Не могу сказать, что фильм глубоко религиозный. Вернее, не так, здесь нет прямолинейного лобового давления, но буддизм и его мировоззрение присутствует практически в каждом кадре. Здесь даже окрестные пейзажи выглядят как любование абсолютом.
Удивительной красоты и чистоты фильм. Даже если зрителю не интересен буддизм, и уж тем более мало волнуют принципиальные различия Хинаяны и Махаяны, которые довольно популярно разъясняются устами героя, то можно просто выделить два часа для медитативного созерцания картинки. Релакс в чистом виде. Без морализаторства и навязчивых наставлений.
Жанр роуд-муви требует наличия харизматичного героя, который в буквальном смысле несет на своих плечах ответственность за фильм. И Хуан Сяомин с волевым подбородком и устремленным вдаль пронзительным взглядом отлично справляется с этой задачей. После этой роли как-то по-особенному зауважала актера. Трудно теперь после такой визуализации воспринимать литературно-художественного Сюаньцзана этаким бесплатным приложением к Сунь Укуну.
Даже в пейзажах фильма не могу абстрагироваться от моего любимого "Путешествия на Запад")). Огненные (Пылающие) горы, северный край пустыни Такла-Макан. Именно здесь происходит в романе противостояние Царя Обезьян с принцессой Железный Веер.
Индийская часть фильма может быть менее увлекательна, но очень познавательна. Понимаю, что в два часа экранного времени нельзя впихнуть невпихуемое, но кроме "образовательной" буддистской части, авторы постарались точечно сконцентрировать внимание на кастовых проблемах, хоть и тема каст не озвучивается. "Хоть это и страна Будды, но не все его люди такие праведные".
Отделение астрального тела - это не каждому по силам, будь ты хоть сто раз ученый в буддизме. Но тут мое главное внимание на Харшу, правителя созданной им же одноименной империи. Ну до чего же прекрасен Сону Суд во всех этих древнеиндийских царских облачениях.
ПС. И еще раз Сону Суд. Ибо))
Забавный факт: в "Кунг-фу Йога" СС сыграл мятежного канцлера Арджуну (а так же его потомка), узурпировавшего власть после смерти императора Харши, сыгранного в "Сюаньцзане"
Комментариев нет:
Отправить комментарий