суббота, 15 апреля 2017 г.

Сюаньцзан / Xuan Zang (2016)


   В 629 г. Сюаньцзан увидел сон, который побудил его предпринять паломничество в Индию. Несмотря на отсутствие разрешения от императора (в то время танский Китай был в состоянии войны и все зарубежные поездки были запрещены), он отправился в путешествие, и побывал во многих городах на территории современных Синьцзяна, Узбекистана, Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Индии. В 645 году он вернулся в Китай, привезя с собой 657 сочинений буддийского канона, а также всевозможные предметы буддийского культа. В столичном Чанъане его жала торжественная встреча и персональное внимание императора Тайцзуна, задним числом выдавшим разрешение на путешествие. Так как император интересовался сопредельными странами, то по его совету Сюаньцзан в течение года занимался составлением путевых заметок - Da Tang Xi yu ji (Путешествие в Западный край [во времена] Великой Династии Тан) - отчёта обо всём, что он видел в пути сам или слышал от других.
    Почти 900 лет спустя, во времена династии Мин, У Чэнъэнь на основе записей Сюаньцзана напишет фантастико-сатирический роман "Путешествие на Запад" о путешествии монаха по Шёлковому пути в Индию за буддийскими сутрами. Этот роман - один из четырех классических китайских романов, невероятно популярен у читателя, пережил многочисленные театральные и оперные постановки, а с развитием кинематографа основательно перекочевал на экраны. Главным действующим лицом, однако, является не сам Сюаньцзан, играющий весьма пассивную роль, а его спутник, герой-трикстер - царь обезьян Сунь Укун. Но это уже другая история, история жизни литературных персонажей.
   Вернемся к фильму. "Сюаньцзвн" - визуально потрясающая, но драматически резко неоднородная версия эпического путешествия. Если говорить о жанре, то это, конечно же, классический роуд-муви, где на пути героя встречается множество людей, желающих помочь или напротив, чинящих препятствия. Опасность со стороны грабителей, голод, холод, еще страшнее - жажда в пустыне, тонкая грань между жизнью и смертью. Но смирение всегда побеждает отчаяние и путь продолжается. Не могу сказать, что фильм фильм глубоко религиозный. Вернее, не так, здесь нет прямолинейного лобового давления, но буддизм и его мировоззрение присутствует практически в каждом кадре. Здесь даже окрестные пейзажи выглядят как любование абсолютом.
  Удивительной красоты и чистоты фильм. Даже если зрителю не интересен буддизм, и уж тем более мало волнуют принципиальные различия Хинаяны и Махаяны, которые довольно популярно разъясняются устами героя, то можно просто выделить два часа для медитативного созерцания картинки. Релакс в чистом виде. Без морализаторства и навязчивых наставлений.


  Жанр роуд-муви требует наличия харизматичного героя, который в буквальном смысле несет на своих плечах ответственность за фильм. И Хуан Сяомин с волевым подбородком и устремленным вдаль пронзительным взглядом отлично справляется с этой задачей. После этой роли как-то по-особенному зауважала актера. Трудно теперь после такой визуализации воспринимать литературно-художественного Сюаньцзана этаким бесплатным приложением к Сунь Укуну.


  Даже в пейзажах фильма не могу абстрагироваться от моего любимого "Путешествия на Запад")). Огненные (Пылающие) горы, северный край пустыни Такла-Макан. Именно здесь происходит в романе противостояние Царя Обезьян с принцессой Железный Веер.


 Индийская часть фильма может быть менее увлекательна, но очень познавательна. Понимаю, что в два часа экранного времени нельзя впихнуть невпихуемое, но кроме "образовательной" буддисткой части, авторы постарались точечно сконцентрировать внимание на кастовых проблемах, хоть и тема каст не озвучивается. "Хоть это и страна Будды, но не все его люди такие праведные". 


  Отделение астрального тела  - это не каждому по силам, будь ты хоть сто раз ученый в буддизме. Но тут мое главное внимание на Харшу, правителя созданной им же одноименной империи. Ну до чего же прекрасен Сону Суд во всех этих древнеиндийских царских облачениях. 


17 лет. 110 стран. 25 тысяч километров.


ПС. И еще раз Сону Суд. Ибо))
Забавный факт: в "Кунг-фу Йога" СС сыграл мятежного канцлера Арджуну (а так же его потомка), узурпировавшего власть после смерти императора Харши, сыгранного в "Сюаньцзане"