суббота, 24 января 2015 г.

Богиня огня Чон И / Boolui Yeoshin Jung-Yi (2013)



   Странное дело, этот сериал болтался у меня по папкам точно больше года. И понятно почему я не стала его смотреть после пары серий - из-за героини, которая мне абсолютно не понравилась внешне. Но ведь должна быть причина причина по какой я его оставила. Ну конечно же  - Кванхэгун (!), о повышенном любопытстве к которому я уже писала неделей раньше. И раз уж тема "пошла", то надо и дотерзать эту богиню).
   Не вдаваясь в подробности, которым я уже уделяла внимание [см.тут>>>.], напомню, что 15-ый правитель династии Чосон славился своей выдающейся внешней политикой. Но он также известен позорной частью истории, когда был вовлечен в политическую партийную борьбу, которая закончилась убийством и изгнанием членов королевской семьи. Исторически оценивается между хорошим правителем и плохим. В последнее время неоднократно предпринимаются попытки провести переоценку Кванхэгуна через художественный образ. "Богиня Огня" является одной из них. 
    В этой драме в художественной форме (исторический фикшн) рассматривается период жизни Кванхэгуна с подросткового возраста и до Имджинской войны с японцами. Естественно с вымышленной романтической историей. Для чего вводится еще один реально существовавший персонаж - первая женщина-гончар династии Чосон - Пэк Басон (в сериале Чон И). Романтическая связь между наследным принцем и гончаркой являющаяся одной из ключевых линий драмы, кроме самой романтической линии, призвана демонстрировать и идеализировать героя через призму преодоления разрыва между их социальными статусами. 
  И как в большинстве подобных историй, начало этой положено много лет назад конфликтом между двумя мастерами своего дела. Ю Ильдам должен был стать главой Пувона, места где производится бесценный фарфор для нужд дворца и которое дает небывалую власть. Однако его соперник за этот высокий пост хитрый и коварный И Канчон выставляет первого государственным изменником и сам занимает заветную должность. Амнистия по поводу рождения принца (да-да, это Кванхэ родился) спасает Ильдаму жизнь, но он изгоняется из Пувона без права занятия гончарным искусством для двора. Вместе с новорождённой дочерью Чон И гончар удалился в глушь, где мастерит тарелки и кувшины для местных крестьян. Тайна рождения Чон И станет самой большой трагедией её жизни. Положить все молодые годы на то, чтоб исполнить обещание умирающему от меча убийцы отцу - стать лучшей в гончарном деле, и в конце концов узнать, что самый главный враг и заказчик убийства отца и есть твой настоящий биологический отец. 
  Но так как просто про гончарку показывать не очень увлекательно, её пути обязательно должны пересечься с прекрасным принцем, жизнь которого во дворце тоже не сахар. Все видят в нем соперника, а старший брат и вовсе ненавидит за смерть матери, умершую родами Кванхэгуна. К слову, Имхэ тут показан полнейшим придурком. Не люблю такие гипертрофированно прорисованные персонажи. Один дурак дураком, другой сводный младший брат сам неплох, но еще мал для собственного мнения, а за его спиной стоит амбициозная мамашка. И на их фоне весь из себя такой положительный Кванхэгун: старшего брата покрывает, беря на себя вину за проступки, с леди Ким Инбин не вступает в конфронтацию. И сколько бы ему ни вредили, Кванхэ всегда получается сгладить негатив, даже не прибегая к "интригам, скандалам, заговорам". В общем, сплошная сусальная иисусистость. Я не очень люблю такие истории, да к тому же еще и безбожно затянутые.    Серий 24 против существующих 36 пошли бы сериалу только на пользу. А так всё выглядит натужно и нудно, никакой динамики. То есть какие-то события происходят, но они совсем не интригующие. И еще один момент. Заявленная лавстори мною совершенно не "прочитана". Да, есть теплые воспоминания из детства, когда наши герои впервые случайно встретились. При встрече выросших "принца и гончарки" вводится гендерная интрига, и Кванхэ долгое время воспринимает Чон И тем, кем она является  - переодетым пареньком-подмастерьем. Но тем не менее, почувствовав в этом пареньке стремление к мечте, всячески помогает ему, зачастую нарушая правила и дисциплинарные нормы гончарной мастерской. Сколько веревочке не виться, но правда вышла наружу. И вдруг принц обалдевает, что переодетый паренек и есть та девочка из его детства, и начинаются такие натужные игры, что и не вышепчешь. Всякие мысленные мечты и посылы про давно отданные друг другу сердца, увы, не убеждают.


  Кроме того, как уже отметила сразу, крайне малосимпатичная героиня. Назвать её красавицей язык не повернется. Про таких, чтоб не обижать, говорят, что миленькая. Нет, я ничего не имею против самой актрисы, которую вся Корея обожает со времен её детских ролей, она и умница, и меценат и т.п. Но как Станиславский - "не верю!", что в такую ничем не примечательную мышку, с вечно вспученными бровями домиком, могут влюбляться все подряд. Это я про образ "гончарки" говорю, и это её самый симпатичный ракурс. 


  Ай-ай, сказ про то, что она "человек хороший", наверное может быть отчасти справедлив к чувствам Ким Тэдо, выросшего с Чон И бок о бок с самого детства. Но, увы, для неё он всего лишь "братец". Смелый, решительный, понимающий, готовый всегда подставить плечо и дать защиту. Но сердцу не прикажешь. Там почему-то принц обосновался)). Хотя причин этому совершенно не должно быть. Первая встреча Чон И и Кванхэ могла стоить ей и её отцу жизни, именно из-за беспечности принца в решении своих проблем.


   В общем, как мы понимаем никакой перспективы у этих отношений нет и быть не может. Это же не сказка про Золушку, а худо-бедно придуманная история с реально существовавшими персонажами. И посему наша гончарка, уже доказавшая свою состоятельность в гончарном ремесле, отправляется в качестве "добычи" в Японию. При этом пафосно принеся себя в жертву - ради мира на земле своих же коллег по Пувону.
    На самом деле, тема насильственного вывоза в Японию ремесленников, захваченных в качестве военных трофеев во время Имджинской войны, довольно трагична в истории Кореи и болезненна в отношениях с Японией по сей день. Война нанесла серьёзный ущерб Корее не только в экономическом и демографическом плане (население сократилось вполовину, порядка 50 тыс.человек угнано и продано в рабство), но и в культурном, поскольку многие исторические памятники и записи были уничтожены вместе с императорскими дворцами в Сеуле. Отступая, японцы захватили с собой изрядно число корейских учёных-конфуцианцев и мастеров по производству фарфора и книгопечатанию. Они оказали существенное влияние на развитие японской философской мысли ("бусидо" - кодекс самурайской этики окончательно сформировался под воздействием конфуцианства) и прикладных искусств, в частности японского фарфора и его росписи. Японцы не очень любят акцентировать внимание на истоках своего фарфорного искусства, но тем не менее тот факт, что именно корейские гончары положили основу японскому фарфору и что они построили первые гончарные печи отмечается. Справедливости ради надо отметить, что в дальнейшем уже японские мастера довели искусство до совершенства и создали именно свой японский стиль.
   Реально существовавшая Пэк Басон была вывезена в Японию в 1592 году вместе со своим мужем Ким Тэ ( забавно, что в сериал ввели персонаж с таким именем, но так как основная романтическая линия должна быть между принцем и гончаркой, поступили с ним довольно безжалостно; могли бы и в Японию его отправить тоже). Обосновавшись на месте, как и большинство вывезенных семей, открыли гончарную печь и начали производить простейшую керамику. В 1618 году Ким Тэ умер и какое-то время Пэк Басон работала сама в качестве гончара. Когда в районе Арита была наконец-то найдена белая глина (каолин), необходимая для производства высококачественного фарфора, Пэк Басон вместе с другими гончарами (свыше 950 человек) переезжают и организуют новое производство. Она умерла в 1656 году в возрасте 96 лет (!). И хоть Пэк Басон не является самым известным гончаром, вывезенным из Чосона и повлиявшим на развитие японского фарфора, сам факт её существования не подвергается сомнению. Впервые факты о ней в современной истории были обнаружены в 1937 году в одном из храмов, где в 1705 году была установлена внуком Пэк Басон памятная табличка.







  Чуть не забыла про "условных злодеек". Одна из них леди Ким Инбин, коварная и расчетливая любимая наложница короля Сонджо, мать третьего по старшинству сына принца Синсона. Естественно, все её помыслы и чаяния направлены на то, чтоб сделать своего сына наследным принцем. А для этого надо устранить двух старших соперников - принцев Имхэ и Кванхэ. А так как первый выведен в сериале полнейшим придурком, то его очень удобно использовать в своих интригах против Кванхэ.


   Сим Хварён. Подруга детства Чон и Ким Тэдо, влюбленная в "братца", который как мы помним думает только о Чон И. Из-за зависти к Чон И сменила род деятельности, бросив гончарство. Умная и предприимчивая, весьма преуспела в торговом деле. Но самой главной цели - сердца Тэдо - так и не добилась. В неё так же безответно влюблен талантливый гончар, сын управляющего Пувона, и Хварён весьма расчетливо использует его в своих интригах против Чон И. О, сердце ревнивой и алчной женщины весьма коварно!


  В общем, такой затейливый любовный многоугольник с разомкнутыми линиями. И Канюль любит Хварён, Хварён любит Тэдо, Тэдо любит Чон И, которая любит Кванхэ, который то ли любит Чон И, то ли любит свои воспоминания о ней.  Попробуй-ка, разберись!