суббота, 1 октября 2016 г.

Жёлтые цветы на зелёной траве / Tôi thay hoa vàng trên co xanh (2015)


   Виктор Ву -  это такой американо-вьетнамский режиссер, который отметился фильмами чуть ли не во всех жанрах. И триллер, и боевик, и комедия, и боевые искусства, и ужастик, и фэнтези, всё это было довольно спорного качества. И вот пришло время для классической драмы. И он её сделал, сделал на таком высоком уровне, которого не достигал прежде ни одной своей работой. Честное слово, я за него откровенно рада, это заслуженный успех! Фильм прокатился по нескольким региональным фестивалям, собрал призы и вот сейчас отправлен от Вьетнама на Оскар в номинации "лучший фильм на иностранном языке". Трудно судить о шансах фильма на Оскар, не зная конкурентов, но очень хочется видеть его, как минимум, в пятерке лауреатов. Фильм чрезвычайно поэтичен и визуально кинематографичен. Виктору Ву теперь будет нелегко соперничать самому с собой. Отдельные похвалы оператору Нгуену K'Линю и его волшебной камере, сотворившей это визуальное совершенство. Каждый кадр информативен и осмыслен, являет собой отдельную картину. Побежала быстрей справиться, что еще за ленты есть в активе у этого оператора (да-да, я - визуал, и мне зачастую картинка такого уровня гораздо важнее всего остального) и радостно улыбнулась старому знакомому. С тем же Виктором Ву он снимал и Кровавое письмо, про которое я писала, что "благодаря натурным съемкам, фильм можно смело показывать в качестве пособия турагентствам всего мира для привлечения туристов в страну". Эти слова абсолютно справедливы и в отношении текущего фильма. Только райские пейзажи Тамкока сменили не менее райские пасторали центрально-вьетнамской провинции Фуйен. Недаром люблю повторять, что вьетнамцы могут снимать абсолютно любую пургу; если они будут снимать её на природе, то все остальное на экране уже не важно.
    И само собой нельзя не отметить тех, без кого фильм вряд ли бы состоялся. Дети - актеры настолько пугающе достоверны в своих чистых эмоциях, что порой приходится напоминать себе, что это кино, это понарошку, это не сейчас с ними происходит. Как принято говорить у кинематографистов, что детей и животных не переиграешь, вот взрослые актеры и не отсвечивали в фильме, оставаясь лишь фоном и связками, напоминающими, что это реальный мир, а не детская сказка. Хотя, сказке там тоже найдется место. А сказки что? Сказки всегда должны хорошо заканчиваться, несмотря на то, сколько бед и страданий придется перенести героям.

   "Желтые цветы на зеленой траве" являются экранизацией одноименного романа - бестселлера Нгуен Нят Аня. Тут, конечно, у меня есть определенные трудности со знакомством с первоисточником. Но тот факт, что в команде по адаптации сценария принимала участие Вьет Линь, говорит уже об определенном уровне. Вьет Линь - это легенда вьетнамского кинематографа, женщина - режиссер (я до сих пор считаю её фильм Me thao: Thoi vang bong самым "вьетнамским" фильмом), которая в последнее время отошла от режиссуры и занимается писательством и работой над сценариями.
   Но вернемся к сюжету. Действие фильма происходит в 1989 году в одной из небольших деревень, где быт обитателей весьма скромен, работы  трудоемки, но в семьях все равно царит любовь. Такова семья и героев фильма - братьев Тхиеу и Тыонга. Тхиеу -  12-летний подросток, старший брат, довольно успешный ученик в школе, но во многих отношениях неловок и уязвим. Он проигрывает младшему брату в ловкости и меткости во время совместных игр, он так же не способен в одиночку дать отпор школьному задире. Младший Тыонг, открытый и добрый, всем сердцем предан старшему брату, не задумываясь о рисках, безоговорочно готов всегда защищать его. И физически, и морально.
   Тхиеу испытывает чувства к своей однокласснице Ман, которая несколько младше влюбленного. Его первые попытки сближения выглядят неловкими. Он терпит публичное унижение, натыкается на непонимание со стороны Ман, но со временем в отношениях намечается такой по-детски трогательный прогресс . Однако, внешние обстоятельства резко меняют картину. Ман вынуждена некоторое время пожить в семье братьев. И тут, казалось бы, у юного Ромео куда как больше шансов, но вместо этого Ман довольно быстро сближается с прямодушным весельчаком Тыонгом, который ближе ей по возрасту и который является отличным товарищем по играм. Всё это приводит к недопониманию и обидам со стороны Тхиеу, а там и до трагедии недалеко ...

Что вам известно о настоящей братской любви и дружбе?



Что вам известно о настоящих детских страхах?



Что вам известно о настоящей первой любви?



Что вам известно о первой боли и ревности?


Что вам известно о первом предательстве и позднем раскаянии?


  Что вам известно о настоящей трагедии родителей, которым уже нечего продать, чтобы облегчить боль своему ребенку?



Что вам известно о настоящей надежде? Той, которую может подарить лишь только что свершившееся на твоих глазах Чудо.



И в конце концов, что вам известно о красоте Вьетнама?



  Не так уж много я видела современных вьетнамских фильмов, не больше полутора десятков, но что меня всегда удивляет - поразительно светлые финалы. Никакой безнадеги, в каком бы состоянии перед этим финалом герой ни находился, никакого сиюминутного решения вопроса, но тем не менее к титрам подходишь с уверенностью, что "все будет хорошо".
  К слову, про заключительные титры, они в этом фильме - отдельное кино. Вернее, тематический мультик, снятый в традиционной манере бумажных кукол. 


  ПС. Будет безумно жаль, если наши прокатчики проигнорируют этот фильм. 
А я буду все равно надеяться на Оскар.