четверг, 23 июля 2015 г.

Троецарствие: Чжан Фэй избивает императорского инспектора.

Комментариев нет:
    Под ударами объединенных сил Чжу Цзуня и Сунь Цзяня повстанцы понесли тяжелые потери: многие были убиты, а пленных невозможно было сосчитать. Так в нескольких десятках областей был водворен мир.
    Чжу Цзунь возвратился в столицу. Ему пожаловали звание начальника конницы и колесниц и назначили правителем Хэнани. Он представил также доклад о подвигах Сунь Цзяня и Лю Бэя. Сунь Цзянь при поддержке друзей быстро получил назначение и отбыл к месту службы. А Лю Бэю пришлось ждать долго, и все понапрасну. <...>
    Евнухи приказали составить списки людей с малоизвестными фамилиями для назначения их на должности. В числе прочих оказался и Лю Бэй, который получил должность начальника уезда Аньси. Он без промедления отправился туда, предварительно распустив своих воинов по домам и взяв с собой лишь Гуань Юя, Чжан Фэя да еще человек двадцать наиболее близких ему.
    Вступив в должность, Лю Бэй ввел такие порядки, что спустя месяц в его уезде не стало преступлений.<...>
    Но вскоре императорский двор возвестил о разжаловании всех, кто получил гражданские должности за военные заслуги. Эта участь угрожала и Лю Бэю. Как раз в это время в уезд прибыл ду-ю, совершавший поездку по подведомственной ему области.
Ло Гуаньчжун, Троецарствие. Глава II.

   Прибывший инспектор отказывается признавать принадлежность Лю Бэя императорскому роду и его заслуги во время подавления восстания Желтых повязок, обвиняя в самозванстве. На самом деле за громкими угрозами разжалования инспектор надеется получить взятку от Лю Бэя. Лю Бэй сначала не понимает, но даже после разъяснения, отказывается от дачи взятки. Инспектор не в состоянии найти какой-либо вины или просчетов в администрации Лю Бэя и пытается заставить местных жителей и чиновников подать жалобу против Лю. Чжан Фэй, услышав об этом, приходит в ярость, врывается в официальный зал администрации, выволакивает инспектора на улицу и устраивает прилюдно серьезную взбучку. Лю Бэй останавливает Чжан Фэя. На что Гуань Юй предлагает убить продажного инспектора и искать счастья в другом месте, Лю Бэй отказывается, подает в отставку и возвращает официальную печать инспектору перед отъездом.

Историчность
 В биографии Лю Бэя в Sanguozhi (Записки о Троецарствии) отмечено, что именно сам Лю был ответственен за избиение инспектора. Инспектор отказывался от встречи с Лю Бэем, ссылаясь на мнимую болезнь, но Лю ворвался в его комнату, вытащил его, привязал к дереву и собственноручно выпорол ста ударами кнута.

  Но, видимо, такой эпизод мало соответствовал по разумению Ло Гуаньчжуна облику идеального правителя, коего он и выводил в своем романе в лице Лю Бэя, потому порку инспектора переложили на Чжан Фэя.
  Новый сериал "Троецарствие" сократил начальную часть романа, опустив этот эпизод, а вот в классической экранизации CCTV "Романс о Троецарствии" инспектора поколотили от души.




вторник, 21 июля 2015 г.

Троецарствие: Клятва в Персиковом саду.

Комментариев нет:


   Клятва в Персиковом саду, вошедшая уже в культуру Китая как символ братской преданности, является вымышленным событием в историческом романе "Романс о Троецарствии". Ло Гуаньчжун художественно живописует это событие в конце правления династии Восточная Хань, в начальный период восстания Желтых повязок (180-е гг. н.э.). Лю Бэй , Гуань Юй и Чжан Фэй проводят церемонию в персиковом саду и с того момента становятся побратимами. Основная цель их присяги - обещание защищать империю Хань от повстанцев. В романе этой присягой неразрывно связываются трое мужей, которым позже предстоит сыграть важную роль в создании государства Шу Хань в период Троецарствия. 

воскресенье, 19 июля 2015 г.

Троецарствие. В начале была книга.

Комментариев нет:


   Я отлично помню появление "Троецарствия" в нашей семейной библиотеке в далеком 1984 году. Более того, эта история стала притчей во языцех в кругу участников сделки и со временем стала именем нарицательным для мелкого мухлежа среди близких людей, на который-то и обидеться нельзя, но "припомнить" обязательно. Отроковицей я была весьма начитанной и пропустить такой внушительный фолиант никак не могла. Первые главы буквально продиралась сквозь обилие не запоминающихся имен и событий, история Китая того времени была сродни "китайской грамоте". Кстати, от знакомых и по сей день зачастую слышу, что мол де запутался в именах да бросил. Хотя казалось бы, уж сейчас вообще нет проблем с систематизацией знаний при первоначальным знакомством с персонажами, только успевай запросы задавать гуглу. А в то время я сама рисовала схемы и таблички, чтоб запомнить "кто кому Вася", типа что Лю Бэй и Люй Бу - это вообще два разных человека. А ведь есть еще Гуань Юй и Чжан Фэй, Чжао Юй (он же Цзылун) и еще куча не менее достойных персонажей. Вот так и расписывала себе напоминалки, кто с кем в данный момент против кого дружит, бо как во времена Троецарствия альянсы менялись достаточно быстро. А уж когда в повествовании появился Чжугэ Лян, один из величайших и почитаемых китайских мудрецов и стратегов, то от книги и вообще стало не возможно оторваться. С каким восхищением и трепетом я читала главу за главой, открывая для себя эту личность. Будь я какой-нибудь восторженной натурой, то наверняка усмотрела бы этом знак свыше, что десятилетие спустя моя жизнь и интересы будут очень тесно переплетены с Китаем, но увы и ах, я слишком прозаична, с таким же успехом могу считать знаком и то, что мы дома заваривали чай в большом китайском термосе.
   В общем, со временем я настолько срослась с этим томиком "Троецарствия", что и по сей день он является моей прикроватной книгой, редкое чтение которой сродни встречи со старым другом, про которого вроде и все знаешь, но никак не можешь наговориться. Позже, когда началось в буквальном смысле физическое "мое покорение" Китая, к книге добавились и многочисленные экранизации, как целого романа, так и отдельных его эпизодов. Достаточно отметить, что 5-часовой эпик Джона Ву "Битва у Красной Скалы" в бумажном варианте занимает всего порядка 90-страниц из почти тысячи общего повествования, а "Троецарствие: Воскрешение Дракона" и вовсе довольно альтернативная история жизни одного из прославленных генералов - Чжао Цзылуна. Так вот о чем я. Феномен "Троецарствия" Ло Гуанчжуна в том, что зачастую читатели воспринимают его как исключительно исторический источник и готовы бесконечно ломать копия о достоверности того или иного эпизода при очередной экранизации, совершенно забывая, что историческая канва и в самом романе сочетается с изрядной долей художественного вымысла. В свое время цинский историк Чжан Сюэчэн проанализировал добуквенно и выдал вердикт, что роман на 70% фактический и на 30% фиктивен. Кроме того, Ло Гуаньчжун нередко даёт своим героям личностные оценки, произвольно разделяя их на положительных и отрицательных. Образы персонажей далеко не во всём соответствуют своим прототипам (привет злодейски демонизированному Цао Цао!), однако популярность романа привела к тому, что именно они закрепились в народной памяти как чёткие стереотипы.
  Начну-ка, пожалуй, отделять зерна от плевел - историю от фикции. И даже постараюсь в хронологическом книжном порядке. Ну и само собой, если это "киносундук с картинками", то будут и соответствующие кино-сериальные картинки, в основном из последней по времени экранизации - сериала "Троецарствие" 2010 года, как наиболее полной и подробной книжной (именно книжной) адаптации.

List of adaptations of Romance of the Three Kingdoms

вторник, 14 июля 2015 г.

Детали: портретная галерея Генриха VIII

Комментариев нет:
  Детали, детали, детали... Но не те, которые являются пренепременной составляющей фильма в виде антуража эпохи или туалетов, а те, которые вроде и не важны сюжетно, но тем не менее появляются мимолетно в кадре и "зоркий глаз" встает в боевую стойку. Не так давно меня спросили, что, мол, тебе дают такого рода детали, неужели от акцентирования их фильм сюжетно выигрывает. Нет, конечно же, они зачастую вообще не имеют существенного значения, но я, отмечая их для себя, почему-то радуюсь. Вроде как встрече со старым знакомцем (это как, к примеру, "узнать" в прическе героини бриллиантовые звезды Сисси или проследить эволюцию усов Пуаро), мелочь, а мне приятно).
 Вот и еще один "знакомец" из любимых исторических персонажей - Генрих VIII Тюдор, в портретном виде. Был дело, во времена оные я препарировала его кинообразы на предмет соответствия парадного берета написанным на портретах Гольбейна (вот такая занятная причуда, да). И как раз в то время изучила картины Гольбейна (и его многочисленные копии) вдоль и поперек, да так, что мне не составит ни толики труда или сомнения узнать, чьи это ноги стоят в гордой позе на портрете над камином в правом углу кадра в фильме Уильям Тёрнер (Mr. Turner, 2014). Это - чьи надо ноги!  К слову, байопик вполне годный, особенно на волне повального обращения к имени Джона Рёскина ("Отчаянные романтики", "Эффи", тут он тоже есть)

пятница, 10 июля 2015 г.

Жестокий Шанхай / The Shanghai Gesture (1941)

Комментариев нет:

      "Мамаша" Джин Слинг ‒ владелица азартного заведения в одном из злачных районов Шанхая получает уведомление о переводе её заведения в менее престижный китайский квартал. Выяснив, что за этим стоит купивший большую территорию в Шанхае богатый английский предприниматель сэр Гай Чартерис, мамаша Слинг даже не могла себе представить, что "акулой капитализма" окажется бывший муж, бросивший её с новорожденным ребенком (вскоре погибшим) на произвол судьбы, когда в Китае начались междуусобные военные передряги, сопровождавшие весь период "эры милитаристов".

    Джин Слинг с помощью своих подручных-завсегдатаев казино раскручивает план мести, вовлекая в него и красавицу-дочь Чартериса Викторию "Поппи", только что прибывшую в Шанхай из Европы. Финал сей истории окажется весьма драматичен для всех главных персонажей и больнее всего ударит ту, что задумывала месть.

  Уже заявившая о себе на Бродвее 20-летняя Джин Тирни в самом начале своей кинокарьеры. Жестокий Шанхай - второй фильм в её послужном списке. Безумно красивая.  

вторник, 7 июля 2015 г.

Самородок / Yaadgaar (1970)

Комментариев нет:

  Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус смотреть старое индийское кино, коего на диске напихано чуть больше, чем дофига. Не сказать, чтоб я такой уж истинный поклонник масалы, все ж таки параллельное кино и артхаус на хинди и бенгали мне гораздо ближе и интереснее, но из песни слов не выкинуть и детство, отягощенное коммерчески успешными индийскими мелодрамами, нет-нет да и подмигнет ностальгично из прошлого. Но опять же, следует уточнить, я не собираюсь ежедневно уделять внимания любовным и семейным перипетиям пресловутых "Зит и Гит", а только в соответствии с хедлайном бложика спешу написать "о том, о чем не расскажут другие".
 Yadgaar (Самородок по-русски) - классическая масала с незаконнорожденным потерянным в младенчестве ребенком, страдающей мамашкой, еще кучей всяких злодеев и просто редисок, любовью, не признающей сословий, и прочими песнями-танцами. А так как главного героя в этом фильме играет Манодж Кумар, создавший образ "патриотического героя" своего времени (за что и получил всенародную любовь и прозвище Бхарат Кумар), то масала эта не просто масала, а масала сильно патриотическая. 
  Но по порядку. Некая личная служанка недавно умершей махарани стала объектом вожделения самого махараджи и, как случается в таких ситуациях, понесла-с. Новорожденный бастард мало нужен папашке, потому его доверенный слуга Мадан Сингх (Мадан Пури) берет роль провидения в свои руки. Нет человека - нет проблемы. Мамашка со свертком убегает от махараджиного приспешника в пустыню. Ну, не самое удобное место, чтоб спрятаться). И в это же время в той же самой пустыне и практически в шаговой доступности разыгрывается иная драма: муж (Пран) убивает вероломных жену и друга, наградивших его оленьими рогами. У настигнутой мамаши обнаруживается пустой сверток, Мадан Сингх пытается выяснить куда она спрятала младенца, но сойдясь в одной точке места действия с мужем-убийцей (какое, однако, популярное место в пустыне для совершения преступлений), все разбегаются друг от друга врассыпную. Пран возвращается к своей машине и обнаруживает там младенца. Младенец ему тоже совсем не нужен, но не бросать же под солнцем в песках, по возвращении домой передает его некоему Чанду Сетху, хоть и владельцу отеля, но личности крайне криминальной.
 В общем, это только первые пять минут фильма и по понятным соображениям всё пересказывать я не буду. Остановлюсь лишь на моментах, где даже обладая здоровой прививкой масалы, "я так хохотался" до слез умилиения).

вторник, 30 июня 2015 г.

Измена / Gaddaar (1973)

Комментариев нет:

  Это просто уму не растяжимо, как я могла допустить такой пробел в фильмографии золотого века Болливуда! Тем более, что фильм совершенно отличен от традиционной масалы 70-х: там нет никакой романтики, нет отношений герой-героиня и только три (всего три!, но зато какие!) песни. И потрясающий актерский ансамбль. Лучшие из лучших! Семеро актеров -"злодеев" в ролях членов некоего преступного концерна. Пран, Мадан Пури, Ифтекхар (пожалуй, только его нельзя отнести к классическим болливудским злодеям), Ранджит, Манмохан, Рам Мохан, Анвар Хуссейн. Что, мало? Ах да, и примкнувший к ним Винод Кханна! Это на самом деле стильное и увлекательное развлечение в чистом виде. Фильм об одном преступлении, в котором "что-то пошло не так".
  Фильм начинается с появления Махараджи (опять же в исполнении еще одного типичного кинозлодея Аджита), получившего за продажу одного из своих участков 4 млн. денег. Его управляющий прячет деньги в гигантский сейф с довольно сложными системами безопасности и в довершении всего сейф находится за решеткой с электричеством. Ну, то есть самая что ни есть замануха для супер-профи. И вот время познакомиться с этими супер-профессионалами, для которых сложность - лишь часть азарта. Под интертитры, с музыкой так отчаянно напоминающей Эннио Морриконе, Пран (получивший долгожданный звонок) в голубом Кадиллаке объезжает своих подельников, оповещая одними и теми же условными знаками.

суббота, 27 июня 2015 г.

Решма и Шера / Reshma Aur Shera (1971)

Комментариев нет:
 Особенности национальной киноцензуры: вот танцы такие запросто, а невинный поцелуй - ни-ни!


  А вообще, милота такая, плотоядно облизывающийся Винод и чудово смущенный Амитабх)).
  Редкий случай, когда в саппорте фильма снято одновременно такое количество малоизвестных актеров, которым вскоре предстоит стать главными узнаваемыми "лицами" Болливуда 70-90-х. Не один-два, а целое будущее созвездие - Винод Кханна, Амитабх Баччан, Ранджит, Ракхи Гулзар, Амриш Пури. Все они тут еще только начинающие актеры. Ну, кто в теме, тот поймет.

среда, 24 июня 2015 г.

Shesh Anka (1963)

Комментариев нет:

  С первых кадров фильма пред зрителем во всей красе предстает бизнесмен Судханши Гупта (Уттам Кумар). Молод, красив, респектабелен, уверено руководит бизнесом, личный домашний слуга пылинки сдувает со своего господина. Влюблен и любим дочерью известного и уважаемого судьи, с которой уже назначен день свадебной церемонии. На первый взгляд присутствуют все атрибуты "успешности" особы соответствующего социального статуса. Но это только на первый взгляд. Более пристальный взгляд на жизнь нашего героя открывается в деталях: и подчиненные не очень смекалисты и расторопны, и подобострастие личного слуги растворяется в мгновение ока стоит только хозяину покинуть апартаменты. Более того, слуга в сговоре с неизвестной (пока еще) личностью на предмет облегчения хозяйского сейфа. Правда грабитель оказывается весьма избирательным и похищает лишь некоторые драгоценности, фото из альбома и пару дневников.
   И лишь только отношения с Шомой (Шармила Тагор) не вызывают сомнения в искренности чувств. Однако, и тут есть свои скелеты в шкафу, которые обнажаются буквально в первые 15 минут повествования. Для мистера Гупты предстоящий брак уже второй. Известно, что у его первой жены Калпаны были психологические проблемы, и она покончила жизнь самоубийством, повторив подвиг Анны Карениной. Шома знает об этом, глубоко сочувствует и надеется на будущее счастье с Судханши. Хотя, я на её месте после ряда реплик во время машинной прогулки бежала бы от героя Уттама куда подальше, там такая бездна открывалась! Само собой, зрителю всегда все видно и понятно, а вот как быть влюбленной героине?
   И вот долгожданная брачная церемония прерывается появлением в доме некоей дамы в сопровождении адвоката, представляющего её интересы и "случайного свидетеля", которая утверждает, что она - Калпана (Сабитри Чаттерджи) - живая и невредимая жена мистера Гупты. Естественно, Судханши отрицает её претензии. Но тем не менее заварушка уже началась, и брачная церемония отложена до выяснения обстоятельств. Судханши мечется раненым зверем, но понимает, что ничего не может доказать - на лже-Калпане свадебные браслеты и украшения Калпаны, в семейном альбоме фото лже-Калпаны и даже дневники написаны её почерком. Казалось бы, ситуацию спасает свидетельство о смерти настоящей Калпаны, которое мистер Гупта предоставляет в полицию, одновременно заявив о воровстве драгоценностей. Следователь открывает уголовное дело. Но что это на самом деле: банальное воровство с попыткой шантажа, мошенничество в отношении "крупной рыбы" или намеренный срыв брачной церемонии?  Или же открывшаяся в финале правда окажется страшнее всех предположений?

воскресенье, 21 июня 2015 г.

Умар ибн аль-Хаттаб / Farouk Omar (2012)

Комментариев нет:

   Казалось бы, где я и где раздел кинематографии "исламские фильмы"? Но про то, что "пути неисповедимы" мы все в курсе, вот они меня и привели. Всё началось полгода назад с очередного витка саладино-мании, благодаря чему я и открыла для себя неизвестный ранее пласт арабских сериалов. Название "арабские" тут условно, не буду делить на сирийские, египетские и проч., бо как уяснила, что чаще всего сериалы являются совместным производством одних на деньги других, а актеры снимаются и вовсе общие; так что в этом случае следует говорить о панарабской региональной тв-продукции. И, чтобы подойти уже непосредственно к обсуждаемому сериалу, снова вернусь к Саладину, потому что лично для меня самый аутентичный Саладин (насколько вообще можно говорить об аутентичности кинообразов) - в исполнении сирийского актера Гассана Массуда. Его голливудская карьера хоть и ярка образами (Царствие Небесное, Пираты Карибского моря, Исход:цари и боги), но не столь значительна, чтобы о ней можно было говорить всерьез как об актерских достижениях. Скорее приятный дополнительный штрих в карьере в виде всемирной узнаваемости. Другое дело - роли "домашние", духовные, глубокие. И именно по этому списку ролей и вышла на "Умар ибн аль-Хаттаб", где Гассан Массуд исполнял роль Абу Бакра ас-Сиддика - одного из первых сподвижников Пророка Мухаммеда, а после его смерти и первого исламского халифа.
  Тут, пожалуй, следует немного оговориться по поводу самого термина "исполнял роль". То, что сериал "Умар ибн аль-Хаттаб" продукт дорогостоящий и сделан на высоком техническом уровне (заявлено, что батальные и прочие спецэффекты ваяли ажно на голливудщине) не подлежит ни малейшему сомнению. Впрочем, сомнению не подлежит и само качество материала, с историчностью там очень строго, никаких вольностей в обыгрывании фактов. В конце концов, это не мылодрама, а сериал на религиозную тематику, традиционно приуроченный к показу во время Рамадана. И вот самый главный сюрприз сериала - впервые (!) показаны лица актеров - исполнителей ролей халифов, что вызвало массовый шквал критики в отношении сериала. Причем отдельные муфтии обращались с критикой во время традиционной пятничной молитвы."Что касается жизни мусульманских халифов и сподвижников Пророка, перенесенной на ТВ и киноэкран, это неправильно и приводит появлению недопустимого критического их изображения".
    Безусловно, запрет на показ лица Пророка Мухаммеда даже не обсуждается и такое святотатство может прийти в голову только ... да никому в голову прийти не может просто по умолчанию настроек! Но вот относительно других персонажей "создатели фильма сочли допустимым показывать лица актеров - исполнителей ролей праведных халифов с целью лучшей передачи создаваемых ими образов", о чем любезно и сообщали в начале каждой серии. Правда так же еще и сообщали, что "фильм был одобрен авторитетными исламскими учеными мира". Этакое завуалированнное анонсирование, вроде и ученые одобрили фильм (историческую составляющую) и в то же время ни слова об отношению ученых к визуализации. В общем, покопалась из любопытства по архивам, копий было сломано вокруг сериала немерено с обеих сторон, но он имел место быть в эфирной сетке.
   Если отринуть скандальную сторону и оценить глазами простого зрителя, то сериал именно для меня оказался весьма познавательным. Ну, во-первых, кроме Пророка я теперь знаю и других деятелей ислама, стоявших у истоков зарождения и распространения религии, устаканились из обрывочных знаний в стройную последовательность этапы возникновения Арабского Халифата. Ну и самое главное - в чем же соль проблемы и корень отличий суннитов и шиитов. Всё! Спасибо сериалу, гуглу и паре книг по истории ислама. И если с духовным аспектом у меня на "вы", то в историческом плане теперь всё разложено по полочкам.

пятница, 5 июня 2015 г.

Нити судьбы / El tiempo entre costuras (2013)

Комментариев нет:

    История начинается в 1934  году в одном из исторических районов Мадрида. Сира Кирога (Адриана Угарте) ‒ молодая и весьма талантливая портниха всю жизнь работает с матерью в ателье моды доньи Мануэлы. Кроме того, у Сиры имеется тайна рождения, а вскоре появляется и жених из тех, про которых говорят "лучше синица в руке". А там где есть не очень любимая, но такая привычная и заботливая синица, обязательно должен появиться и журавль в небе. Да что там журавль! Рамиро Аррибас ‒ настоящий павлин! И заверте ... Красивые слова, безумная страсть, ради которой Сира убегает из под венца от Игнасио и практически рвет отношения с матерью. Несколько месяцев проходят в любовном угаре. И буквально накануне переворота 1936 года, Сира и Рамиро уезжают в Марокко и продолжают вести праздную жизнь в Танжере на деньги и драгоценности, так вовремя приплывшие Сире в качестве её части наследства от родного отца‒богатого промышленника. Но здравый смысл у Сиры периодически включается и она начинает понимать, что никаких "золотых гор" по ведению собственного бизнеса, обещанных Рамиро, и не предвидится. И вскоре жизнь Сиры получает совсем неожиданный (я бы сказала совсем тухлый) поворот; она вынуждена бежать из Танжера в Тетуан (тогдашнюю столицу испанского протектората Марокко) в одиночку, беременная и с огромным хвостом долгов, тянущимся за Рамиро. В Тетуане на первых порах ей оказывает протекцию комиссар полиции, который предотвращает депортацию в Испанию, где на неё тоже заведено уголовное дело; он же пристраивает Сиру жиличкой в пансион доньи Канделарии, дамы с широкой душой и не менее широкими связями с контрабандистами. Канделария же в свою очередь помогает Сире открыть собственное ателье высокой моды, где вскоре таланты, природный вкус, чувство стиля и трудолюбие героини производят фурор среди жен высокопоставленных чиновников. Благодаря новым связям, Сира становится вхожей в круг Хуана Луиса Бегбедера ( реальный исторический персонаж, военный комиссар Испанского Марокко, впоследствии министр иностранных дел во время первого этапа режима Франко), а с его любовницей англичанкой Розалиндой Фокс и вовсе становится ближайшими подругами. На фоне надвигающейся в Европе войны определенные круги (естественно,  это британская разведка) очень заинтересованы в том, чтоб красивые женщины выуживали у мужчин, падких до их красоты, нужную и важную информацию.