суббота, 17 января 2015 г.

Первый год на севере / Kita no zeronen (2005)

Комментариев нет:

    Япония 1870 - 1877 годов.  Коренная ломка прежних феодальных устоев страны после падения сёгуната Токугава и реставрации императорской власти - эры Мэйдзи.
  Эпичная (не побоюсь пафосности этого слова) драма рассказывает о пионерах освоения далекого северного острова Эзо, в то же смое время переименованного в Хоккайдо. Опасаясь усиления экспансии на Дальнем Востоке, правительство Мэйдзи принимает решение о принудительном заселении северных регионов архипелага, вследствие чего тысячи крестьян и самураев из опальных кланов вынуждены сняться с насиженных мест и отправиться на поиски нового счастья. Среди этих переселенцев в суровые неприветливые земли вассалы из клана Инада (к слову проправительственного) с южного цветущего острова Авадзи.
    Повествование строится вокруг семьи старшего офицера клана Комацубара Хидэаки. Как и всем переселенцам, судьба устраивает им жестокий экзамен на прочность, когда сословие самураев и их путь бусидо и прочие прежние многовековые устои уходят в прошлое и для выживания им приходится сменить в руках мечи на мотыги. Но тем не менее первое время поселенцы полны оптимизма и устремлений в будущее, тем более что в перспективе ожидается прибытие Его Светлости (главы клана). Именно с ним члены клана связывают надежды на прежний миропорядок на отдельно взятой территории, посему и первое, главное здание поселения - резиденция Его Светлости - возводится всеми силами без исключения. Счастливый миг встречи главы клана оборачивается трагедией - он явился лишь для того, чтобы сообщить об изменившихся политических реалиях в стране, многие адаптируются к новой жизни на местах, и что больше к ним никто не приедет. Это даже не удар по самолюбию, когда каста воинов опускается до крестьянского труда, это просто тектоническая катастрофа в сознании, что назад пути нет и уже никогда не будет по-старому, осознание, что самураев "кинул" их же собственный хозяин. Теперь нет клана, каждый сам за себя. Очень драматично показан момент срезания самурайских косичек - мотодори. Срезание мотодори считалось великим бесчестьем, лишением самурайского достоинства и классовой принадлежности.

пятница, 16 января 2015 г.

Снежный цветок и заветный веер / Snow Flower and the Secret Fan (2011)

Комментариев нет:

    Надо сказать, что я с довольно изрядной долей скепсиса отношусь к книгам об азиатских странах, ориентированных исключительно на западного читателя. И тут без разницы, кем она она написана, "своими" или "чужими", все равно явно читается желание соответствовать западным представлениям о предмете: где-то излишне утрированно, где-то чересчур причесано, а по факту чувствуется фальшь. Примеров можно привести много, но самым доступным и показательным можно считать "Вопрос - ответ" Викаса Сварупа, по которому снят оскароносный "Миллионер из трущоб". И несмотря на то, что читается увлекательно, вряд ли это произведение можно считать подлинной индийской историей индийских характеров. Автор немного шельмует  - его роман сделан по абсолютно европейскому лекалу, где страдания не являются частью кармы, а вознаграждаются победой в телешоу.
    По вполне объективным причинам к "китайской тематике" у меня еще более трепетное (а порой и изначально предвзятое) отношение. Так было и с книгой американки Лизы Си "Снежный цветок и заветный веер", тем более, что бестселлер. Но книга и впрямь оказалась xороша настолько, что в некоторыx аспектаx её запросто можно использовать как пособие по этнографии, автор провела огромную исследовательскую работу. Но сейчас не о книге.   Вполне естественно после оглушительного успеха ожидать экранизацию и она явилась.


среда, 14 января 2015 г.

Саладин в кино

1 комментарий:
   И, чтобы уж закончить тему Салах ад-Дина, пробегусь тезисно по фильмам, в которых сия историческая персона запечатлена. По традиции в обзоре будут представлены только просмотренные мною в разное время картины.
  
  Впервые на экране Салах ад-Дин, или как более привычнее для европейского зрителя - Саладин, появляется в исполнении Фрица Грайнера (Fritz Greiner) в немецкой экранизации одноименной пьесы Лессига "Натан Мудрый" (1922)
  В полевых условиях Саладин щеголяет в богатых арабских одеждах, а во дворце и вовсе в султанском сказочном облачении. Шикарный Великий немой, надо о нём отдельно написать.


понедельник, 12 января 2015 г.

Салахуддин Аль Аюби / Salah Al-deen Al-Ayyobi (2001)

3 комментария:
  *Несмотря на то, что в переводе сериал имеет именно такое название, что вынесено в заголовок, в тексте буду использовать традиционную транскрипцию сложившуюся в русском языке - Салах ад-Дин.

   В историю Востока Салах ад-Дин вошел завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы Ислама на Запад, героем, объединившим эти необузданные силы и который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели Ислама. А что же знает о Салах ад-Дине некий усредненный европеец? Нет, не историк по образованию и не "историк" по призванию, а вполне простой такой обыватель, которому это имя известно исключительно в связи с крестоносцами из фильмов про Ричарда Львиное Сердце (одноименных фильмов существует аж два: американский и внезапно! российско-сирийского пр-ва), шведской дилогии про Арна-тамплиера и само собой из самого громкого проекта по означенной тематике - ридлискоттовского блокбастера "Царство Небесное". Так вот, из этих фильмов мы знаем в соответствии с европейской традицией изображения Салах ад-Дина (Саладина) , что главный противник крестоносцев пользовался всё же большим уважением в христианской Европе за свои рыцарские качества: храбрость в бою и великодушие к побеждённому противнику. Но, как правило, в литературе и фильмах Юсуф ибн Айюб (именно так звучит его настоящее имя) предстает уже в статусе султана Шама и Египта, а рост персоны в соответствующих историко-политических условиях остается за кадром.
   30-эпизодный сериал "Salah Al-deen Al-Ayyobi", снятый в 2001 году сирийскими и иорданскими киношниками, способен удовлетворить любознательного зрителя, рассказывая историю возвышения Салах ад-Дина с момента рождения. Однако, беда в том, что этот сериал практически не найти в приемлемом качестве. То, что есть на ютубе, смотреть можно только в самом маленьком окошке, увеличение дает чудовищную пикселизацию, к тому же и цветовая гамма сильно искажена (сужу по нескольким картинкам из базы данных). Других способов приобретения фильма в хорошем (повторюсь, в хорошем, а не "из того же источника, но получше") пока не нашла. Но да ладно, вернемся к фильму.
    532- й год хиджры (1137 год). За предоставление убежища и спасение армии мосульского правителя Занги, начальник тикритской крепости подвергается наказанию и изгнанию со стороны губернатора северной Месопотамии. Матушка Салах ад-Дина не придумала ничего лучше, как разрешаться бременем в ту ночь, когда их семья покидала Тикрит. Атабек Занги, памятуя о своем долге, дает приют семье Айюба и назначает его командиром своей крепости в Баальбеке. О ранних годах Юсуфа мало что известно, но историками и биографами принято считать, что военному делу он явно предпочитал науку и исламское право. Посему и в первой трети сериала молодой Салах ад-Дин появляется весьма эпизодически в качестве рассудительного и думающего ученика.


воскресенье, 11 января 2015 г.

Буйдои Тёлона / Bui Doi Cho Lon (2013)

Комментариев нет:
 Фильм, как принято говорить, с "нелёгкой судьбой" Столько его ждать с момента объявления начала съемок, следить за новостями, радоваться официальному трейлеру, потом недоумевать отсрочкой премьерного показа, чтоб в конце концов остаться у разбитого корыта - цензоры Минкульта Вьетнама окончательно и бесповоротно положили фильм "на полку", запретив к показу. Из заключения Совета киноцензоров становится ясно, что не так страшны "гангстерские разборки" и "кровь рекой", как то, что это происходит "без какого-либо вмешательства со стороны властей, полиции, людей или иных общественных сил". Режиссер Чарли Нгуен в одном из интервью по поводу закрытия картины сказал, что он внес максимально возможные правки фильм (смягчил сцены жестокости и насилия, добавил "нужные" эпизоды), остальное изменить, не нарушая сюжетной линии, невозможно. Однако, и это не спасло фильм. Кина не будет! (с).
   Вернее, могло бы не быть вовсе. Но разве в наше время моментального распространения информации можно утаить шило в мешке. Полагаю, что после успеха в мировом прокате "Мятежника" очередной боевик с Джонни Нгуеном ждала не только я одна:). И кто-то очень постарался этот фильм (не первоначальный авторский, а уже изрядно кастрированный по рекомендации цензоров) умыкнуть и слить в сеть. И я, безусловно, понимаю и разделяю крик души режиссера по поводу "ушедшей в народ версии", которая по его словам "просто черновой вариант, с урезанным содержимым, звуком, цветокоррекцией, спецэффектами и кадрированием. Мне не хочется, чтобы кто-нибудь лицезрел эту версию, ведь она напоминает полуфабрикат!". Но, увы, как и любой зритель с обманутыми ожиданиями, готова довольствоваться и дошираком,
  Так, что имеем по фильму. Начинается он с того, что некий молодой человек сидит на морском берегу и, глядя вдаль уносящимся волнам, вспоминает события десятилетней давности, которые его привели в тюрьму. Но даже в этом случае ему повезло больше других участников событий, отправившихся прямым ходом к праотцам. Вот в этом случае как раз смело можно сказать, что завязка истории "стара как мир". Младший брат главаря банды, контролирующей район Тёлон, уводит девушку у возрастного главаря другой сайгонской банды и скрывается от преследователей под крылом брата, чем вызывает гнев "рогоносца", готового ради возвращения девицы наказать обидчиков и сравнять Тёлон с землей. Ничего не напоминает? Ну да конечно же, привет Трое! За исключением может малой отличной детали  - Елена Прекрасная / Хыонг изначально была "подставлена" Ламу / Парису, бо как Тайнёту / Агамемнону уж очень хотелось прибрать к рукам Тёлон для расширения сферы аркоторговли. Но нужен был повод, а красивая девица  - это всегда повод. Надо сказать, что и реальному Агамемнону мало было дела до чувств брата Менелая, у которого умыкнули Елену, ему нужен был повод для нападения и разграбления Трои. И он его получил.
  А дальше всё, за что так сильно распыхтелись киноцензоры - стенка на стенку, с мачете и без (пистолеты для слабаков, пальнуть каждый может, а ты попробуй покроши в фарш своего врага). Кровь, много крови. Трагедия, много трагедии. В таких битвах полиции и впрямь лучше постоять в стороне, пока банды друг друга не уничтожат, уж если эта самая полиция не в состоянии изначально их держать в узде.
 В общем, пересказывать фильм покадрово, кто кому что сказал и кто что ответил, не просто нет смысла, но и глупо. Такие боевики смотрят не из-за диалогов, а из-за экшна. А с этим тут все в полном порядке.
  Хунг, как и Гектор троянский, отлично понимает к чему приведет безрассудный поступок младшего брата Лама. Но он так же безумно любит своего брата, и готов поставить на кон всё ради его защиты.

четверг, 8 января 2015 г.

По течению / Chơi vơi (2009)

Комментариев нет:

  Весьма странные отношения у меня сложились с этим фильмом. Я не могу сказать, что в нём такого уж особенного, но он "не отпускает" меня вот уже который год. И тут главное не путать понятие "зацепил", когда фильм держит внимание в течении какого-то времени после просмотра, заставляет возвращаться к нему в мыслях. Так у меня бывает с авторскими фильмами Балы, которые долго перевариваешь, но потом убираешь в самый дальний ящик памяти. "По течению" же относится к тем фильмам, что время от времени напоминают о своем существовании, зовут и манят снова окунуться в его мир. И при том совершенно объективно могу сказать, что в нем нет ни особой визуальной кинематографичности, ни вылизанных гламурностью картинок, ни захватывающей истории, заставляющей сопереживать героям. Хотела написать, что мол рассказанная история стара, как мир, но осеклась. А так ли уж она стара? Нет, это все как раз веяния нового, более развитого, индустриального мира - пронзительно-щемящее одиночество отдельных индивидов в общей массе суетливого многомиллионного Ханоя. И ведь тема одиночества мне вовсе не созвучна, а вот поди ж ты. Может притягательность фильма в касте, а он тут поистине звездный, естественно, для поклонников Вьетнама в целом и, как следствие, его кинематографа в частности. И дело даже не в Джонни Нгуене, он там вторую скрипку играет. Совершенно восхитительные Фам Линь Дан ("Индокитай") и До Тхи Хай Йен ("Тихий американец").
    Молодая красивая Зуен (До Тхи Хай Йен), работающая тур.гидом, после непродолжительного знакомства выходит замуж за еще более молодого (младше героини на два года) таксиста. Зуен полагает, что брак сделает ее счастливой, но на деле все оказывается совсем непросто, тем более, что ее меланхоличный и инфантильный муж совершенно не заинтересован в интимной составляющей брака. О, нет, у него нет проблем физического характера, просто маменькин сынок еще не дорос до этого. Тайно влюбленная в Зуен писательница Кам (Фам Линь Дам) сопереживает нескладывающемуся браку близкой подруги. В качестве выхода из тупиковой ситуации она решает "свести" Зуен с сердцеедом Тхо (Джонни Нгуен) и подстраивает им встречу. Причем в данной ситуации, в отличие от ничего не подозревающей Зуен, Тхо осведомлен о своей миссии. Зуен испытывает настоящий шок от внезапно набросившегося на неё мачо. План провален. Но Кам не сдается. О, нет, в её задумках нет ничего иезуитского. Она просто искренне переживает за подругу и считает, что появление в жизни Зуен мужчины заставит её иначе взглянуть на несостоявшийся брак. Кам убеждает Зуен помочь в качестве переводчика на одном из пляжных туров Тхо, где она таки уступает натиску Тхо (очень сильная чувственная сцена соблазнения). Но сексуальное пробуждение приносит Зуен еще больше неуверенности и неопределенности относительно себя, брака и жизни.
   Приглушенная цветовая палитра, затенённые интерьеры, мимолетный флёр французской архитектуры и ливневое наводнение - очень подходящие метафоры тоски и любви, любви которой нет, но которой пронизан весь фильм.

вторник, 6 января 2015 г.

Ветер в ивах / The Wind in the Willows (1996)

Комментариев нет:
   Есть в году совершенно замечательный сезон - рождественские каникулы. Именно это время, не зависимо от хмурости и серости погоды за окном, наполнено особенным настроением, под которое в нашей семье традиционно пересматривается большинство сказочных фильмов, детских и не очень. Безусловно, есть в этом рейтинге и свои "любимчики" ежегодного пересмотра, а есть и "зашвырки". Мне сложно объяснить почему вдруг в зашвырках оказалась прекрасная экранизация "Ветра в ивах" от Терри Джонса, но факт остается фактом. Я помню отлично обложку видеокассеты (гспд, прошлый век, в буквальном и переносном смысле), и помню смутно какие-то эпизоды в болотно-коричневой гамме, но почему-то общее ощущение от фильма - "трава" и занудность. Как! Как можно так ошибаться! У меня нет ответа. Роскошный, не побоюсь этого слова, шикарный, по-английски эксцентричный, смешной и серьезный, невероятно яркий и красивый фильм. Ну а как же могло быть иначе, если процессом рулил режиссер и актер Терри Джонс, один из "Монти Пайтон", он же сыграл одну из ключевых ролей мистера Тоуда (Джабба, Жаббса, Квака, это кому как привычнее называть персонажа). В других ролях задействованы не менее замечательные английские актеры, как Эрик Айдл, Джон Клиз, Майкл Пэлин (бывш. коллеги по "Монти Пайтону"), Энтони Шер и Стивен Фрай. Смотреть и наслаждаться. Единственное, что противопоказано делать - это сравнивать книгу и эту экранизацию. Они существуют в разных плоскостях: и фильм, значительно отошедший от канона и настроением и завязкой сюжетного конфликта, самодостаточен, как отдельное произведение.
  Однако, при всем великолепии образов основных персонажей, хочется уделить особое внимание персонажам злодейским. Хорьки, в оригинале  - ласки (weasels). Как они прекрасны! Да это просто праздник какой-то.



воскресенье, 28 декабря 2014 г.

Железный конь / Irumbu Kuthirai (2014)

1 комментарий:
   Да, есть такие фильмы, которые не то что рецензировать, но даже и обсуждать неловко, и этот фильм как раз из этой корзины.  Если бы не участие в нем абажжаемого Джонни Нгуена (О, Джонни, Джонни!), то вряд ли мои пути вообще пересеклись с этим "Железным конем". Не знаю каким именно задумывал свой фильм режиссер (новичок, к слову, это его первая большая работа), судя по названию, трейлеру и серьезным байкам, как минимум, предполагался экшн а-ля Форсаж. По факту же имеем более полутора часов скучной и абсолютно не трогающей романтической линии влюбленного (к тому же безответно) развозчика пиццы, который еще и рефлексирует по поводу гибели отца в аварии. Все это дело приправлено совершенно безумным количеством даже для индийского кино песен. И вдруг за 20 минут до финала реж вспоминает, что у него есть в реквизите крутой байк Дукати Диабло (это такой сумасшедший продакт-плейсмент, который позволил отснять еще и пару песен в Венеции) и в качестве антагониста крутой парень Джонни Нгуен. Надо отметить, что и размазня-протагонист тоже оказался внезапно крутым парнем. В общем, 20 минут фильма как раз и можно посмотреть, тем более что и завязка и развязка конфликта уместилась тоже в это время. Всё, что показано до этого, вообще непонятно каким боком к фильму. Но картинка местами чертовски красивая, особенно что связано с байками. На машущего руками-ногами Джонни поклонникам любо-дорого смотреть, но драматической игры ждать не стоит. И это не проблема актера, а проблема хлипко скроенного сценария, в котором антагонист и не антагонист вовсе, а так, не пойми что. Да и сама причина вендетты на мой взгляд более, чем нелепая. Далее спойлер симпатическими чернилами:)Младший брат крутого байкера Дона Стоуни (Джонни Нгуен) мечтает о лаврах крутого стритрейсера и на последних метрах проигрывает один из значительных для себя заездов. Не долго думая, пускает себе пулю в бошку. А старший брат возгорелся теперь отомстить победителю, заманивая в ловушку в нужное место, чтоб сильно поколотить. Для чего и выкрадывает предмет его страсти. Почему в этом случае нельзя было увезти сразу и самого героя - не понятно. Зачем нужна это многоходовка с привлечением друзей, выяснением обстоятельств похищения подружки, поиском банды байкеров - не понятно еще более)). И все это ради финальной дуэли на мотиках на победителя.
  Ну да ладно, что-то я расписалась, фильм и впрямь того не стоит. К слову, это уже второй тамильский фильм в активе Джонни (первый был "Седьмое чувство"). Ну, его понять можно, сниматься-то хочется. Но обвинять в неразборчивости материала тоже рука не поднимается. Как-никак, а партнерами по площадке были в первом случае безусловная звезда южно-индийского кинематографа Сурья, а в этом новом фильме - восходящая звезда Адхарва, чье блестящее драматическое выступление в "Парадеси" оценено и критиками и наградами.
  Просто в тамильском кинематографе зачастую так: непонятно, что будет с отснятым материалом на выходе.
 Но тем не менее - Джонни!

суббота, 27 декабря 2014 г.

Парадеси / Paradesi (2013)

Комментариев нет:
    Этот чертов сукин сын Бала снова сделал ЭТО! Снова снял фильм, после просмотра которого хочется от безнадёги выть в голос с главным героем. Вот уж воистину непревзойденный певец боли и страданий, душевных и физических.
    Фильм основан на реальных событиях, имевших быть место в период преддверия получения Индией независимости, и его действие начинается в 1939 году в одной из мадрасских деревушек.
     Раса (Aдхарва Мурали) - не лишенный обаяния великовозрастный деревенский дурачок, воспитанный грубоватой, но безумно его любящей бабушкой.Тут надо понимать, что Раса - не являет собой тип классического идиота, он скорее по-детски добрый и открытый простофиля, чем и пользуются односельчане.
   Бойкая деревенская девчушка Ангамма (Ведхика) влюбляется в Расу и находит удовольствие в постоянном подтрунивании и издевательствах над объектом своей симпатии. Вскоре она признается в своих чувствах, которые взаимны, и заверте. Их отношения становятся достоянием общественности, и мать Ангаммы устраивает грандиозный скандал с пухом и перьями на сельском сходе. Как, мол, ты такой-сякой безработный и беззаботный идиот осмелился смотреть в сторону моей дочери.

среда, 24 декабря 2014 г.

Инспектор Аллейн расследует / Alleyn Mysteries, 1990-94

Комментариев нет:
  Как страшно жить в английской деревушке! (с)

 А дальше мы и так прекрасно знаем: "Убийцы все! - и дети, и старушки...". Или как вариант: " Вот кто-то яд несет к постели в кружке под видом молока или портвейна". И со всеми этими напастями приходится сталкиваться старшему инспектору уголовки Родерику (Рори) Аллейну. Впрочем, как уже неоднократно обсуждалось, не только ему. Классический английский детектив такой классический. Инспектор Аллейн являет собой тот самый горячо-любимый тип детектива-джентльмена, ныне практически исчезнувший с экрана (за исключением реанимированного молодого Морса). Он из дворян - джентри (собственно от "джентри" и произошло само понятие "джентльмен"), но по законам майората титул баронета и прочие материальные няшки унаследованы его старшим братом. Вот и приходится Аллейну-мл. самому зарабатывать на хлеб с маслом. Но тем не менее, благодаря своему происхождению он получил прекрасное образование и не менее прекрасные стартовые возможности, вхож во многие аристократические дома, что весьма упрощает/усложняет расследование текущего дела. В отличие от "милых старушек", приманивающих к себе убийства, Аллейн расследует дела в рамках профессиональных обязанностей. Ну, иногда и по личной инициативе. У него прекрасный помощник инспектор Фокс, к которому Аллейн зачастую обращается просто Братец, каламбуря таким образом с именем - Братец Лис. Братец совсем не выглядит на фоне своего патрона простаком и валенком. А еще у Аллейна есть дама сердца - популярная и успешная художница Агата Трой, которая иногда бывает впутана в расследуемые дела в качестве невольного свидетеля или хуже того, в качестве потенциальной жертвы. Да-да, вот тут и вспоминаем про пресловутый "яд в кружке" от "милой старушки". Впрочем, Братцу от последователей Борджиа тоже досталось в свое время, его даже отравили бокалом шерри по-настоящему. Кабы не расторопность Аллейна...
  Сериал в двух сезонах: 5+3 серии. Про сюжет говорить нечего, ибо столько детективов пересмотрено, что в общем и неважно какой там на самом деле сюжет. Смотришь или из-за актеров или из-за антуражности. В моем рейтинге "Расследования Аллейна" проходят по второй категории.
 Нет, ну посмотрите сами. На каждом кадре глаза слепнут от красоты! Впрочем, сам пост и писался ради этой небольшой подборки, бо как сил нет скрывать такое прекрасное!

суббота, 20 декабря 2014 г.

Sky West and Crooked (Gypsy Girl), 1965

Комментариев нет:
    Я не знаю как «оно» работает, да и вообще не знаю, что это «оно» из себя представляет. Но ведь работает! Озвученный ровно (!) месяц назад запрос на молодого 25-летнего МакШейна в роли Хитклиффа практически выполнен). Возможно, «Грозовой перевал» пока еще в процессе поиска, но за примерное поведение мне явился фильм 1965 года «Sky West and Crooked» (так же известный как «Gypsy Girl»). С еще более молодым, но уже невыносимо прекрасным Иэном МакШейном и тоже в роли цыгана. 


 События этой забытой слегка меланхоличной драмы разворачиваются среди очаровательных пасторалек английской деревни. Это только по Чехову висящее в начале фильма ружье обязательно выстрелит в последнем акте, а вот в фильме Джона Миллса ружье, появившееся в руках играющих Брайди и Джулиана на первых минутах фильма, выстреливает тут же. Темнота, пронзительные крики.